Троицкий мост Санкт-Петербурга

Jun 19, 2014 11:19


Над привольной Невой дремлет Троицкий мост,
растворяясь в багровом закате, -
Многотонный гигант на изломе веков
распахнувший стальные объятья...
М. Богомолова



Троицкий  мост через реку Неву изначально назывался "Петербургским".
До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м).




С 1918 по 1934 г. он был мостом "Равенства", с 1934 по 1991 г. - "Кировский мост".




Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона).

До возведения в 1965 г. моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м). Но сначала он был наплавным.

Первый мост здесь появился в 1803 году. Он находился выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Это третий постоянный мост через Неву (после Благовещенского и Литейного).

Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан (в некоторых источниках указывается, что меридиан проходит по оси Троицкого моста).




На конкурсе проектов моста победил автор Эйфелевой башни А. Г. Эйфеля. Ему и досталась первая премия - 6 000 рублей.

Фото строительства постоянного моста.




Газетное фото закладки моста. К. Булла.




Открытые моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.

16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии императора Николая II и членов императорской фамилии. В программе мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Кроме того, состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.




Петербургский городской голова П. И. Лелянов подносит Императору Николаю III на красной бархатной подушке кнопку, соединенную электрическим проводом с разводным механизмом Троицкого моста в день его открытия. Открытие моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Санкт-Петербурга.

По окончании этой процедуры Их Величества, в предшествии духовенства со святой водой, вступили на мост. На той стороне процессию ждал украшенный павильон с бюстом Императора Александра III.




При сооружении каменных береговых устоев нового моста использовались гранитные блоки, заблаговременно снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.




Изначально мост разводился в сторону. Подниматься  вверх он стал уже после роконструкции 1964 года, т.к. ширина разводного пролёта 22,8 м ограничивала свободу судоходства в новых условиях.




По легенде, именно под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой дерзкий пролёт. Мост в  то время носил название "мост Равенства". В личном деле Чкалова ни одного выговора по данному эпизоду, а случай ведь вопиющий. Кроме того, не нашлось ни одного свидетеля полета, хотя дело происходило средь бела дня.

Повторение этого полета было осуществлено в 1940 году летчиком Евгением Борисенко для фильма "Валерий Чкалов". Про историю полета под мостом читайте здесь - Про Чкалова и летающие трамваи




Кировский (Троицкий) мост во время салюта в ознаменование полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 27 января 1944 г. ЦГАКФФД СПб. Ар 49610.




Мост засветился и в фильме "Приключения итальянцев в России". Трамвай идет через Троицкий мост, но оказывается затем сразу на стрелке Васильевского острова. Такой вот глюк...




Последняя реконструкция моста прошла в 2001-2003 годах. Конструкции для новых разводных механизмов были изготовлены на ЛМЗ, Кировском и Балтийском заводах.




В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. Воссозданы и отреставрированы утраченные в советские времена элементы декора моста. На мост вернулись трёхсторонние двуглавые орлы, короны и монограммы.




Знаменитые столбы с трехглаво-двуглавыми орлами )))




При сооружении каменных береговых устоев нового моста использовались гранитные блоки, заблаговременно снятые с каналов, окружавших Михайловский замок. В некоторых источниках указывается, что по оси Троицкого моста проходит Пулковский меридиан. В действительности меридиан пересекает северную часть моста.

Для сохранения исторического облика сооружения изготовлено и установлено 13 тонн высокопрочных болтов с полукруглой головкой (на видимых плоскостях моста).




29 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, мост был открыт после реконструкции.




С Троицкого моста видно 7 мостов:

1. Иоанновский через Кронверкский пролив
2. Биржевой через Малую Неву
3. Дворцовый через Большую Неву
4. Эрмитажный через Зимнюю канавку, это вниз по течению
5. Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку
6. Прачечный через Фонтанку, смотреть вверх по течению
7. Литейный через Неву







Существует легенда о том, что при разработке проекта моста было неправильно определено расстояние между берегами реки. Якобы по этой причине оказалась недостаточна длина изготовленных металлических конструкций и недостающее звено пришлось восполнить сооружением каменной эстакады, которая от набережной Петроградской стороны подходит к металлическим конструкциям моста. Но на самом деле это из-за изменения принципа разводки моста.




Вечером мост не менее прекрасен.


    





Вечерний Троицкий мост





    


Разведение Троицкого моста










Некоторые фото и инфа цинично (С) интернет.




Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра
Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга
Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга

мосты

Previous post Next post
Up