Культовый фильм «Место встречи изменить нельзя» сняли по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия».
Этот фильм давно уже вошел в золотой фонд советского кинематографа - яркий сюжет, звездный состав и отличная игра сразу обеспечили фильму успех в СССР. Фильм снимался как сериал, у него было 7 серий, но чиновники потребовали сократить его на 2 серии. Как снимали фильм и кто пробовался на роль главных героев, редкие фото со съемок под КАТ...
Книга была Вайнеров написана по материалам реального дела кандидата медицинских наук Е. И. Миркина. В 1944 году он был обвинен в убийстве жены и приговорен к смертной казни. Но не смотря на улики против Миркина, уже после вынесения приговора, оперативники сумели найти дополнительные материалы и Миркин был оправдан.
Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий
(Владимир Высоцкий. Короткая автобиография, истории из жизни, афоризмы и редкие фотографии...) Существуют две версии относительно прихода Высоцкого в фильм. Вайнеры вспоминают, что сам Владимир Семенович предложил себя на роль Жеглова. А по словам режиссера Снаслава Говорухина, он предложил роль Жеглова Высоцкому. Как бы там ни было, и писателям, и режиссеру было ясно, что Жегловым может быть только Владимир Высоцкий. При том, что в книге Жеглов - высокий плечистый синеглазый красавец.
Для худсовета Говорухин сделал несколько заведомо провальных проб с другими артистами, так как каждое утверждение Высоцкого на роль сопровождалось препятствиями со стороны начальства. Благодаря этому фокусу, Высоцкого утвердили на роль безоговорочно. Позже сам актер попробует отказаться от роли, чувствуя, что у него остается не так много времени, но режиссер смог его переубедить.
Если с Жегловым с самого начала все было понятно, то на роль Шарапова пробовалось множество актеров - в том числе Абдулов, Никоненко, Леонов-Гладышев, Садальский. Позже Леонов-Гладышев сыграет роль Васи Векшина, а Садальский - карманника Кирпича.
Говорухин рассматривал Сергея Иванова (лейтенант Кузнечик в фильме «В бой идут одни старики») и Николая Губенко. Но Иванов был занят на других съемках, а против кандидатуры Губенко выступил сам Высоцкий, посчитав, что у них слишком близкие типажи. Писатели хотели видеть в этой роли Евгения Герасимова. Но он также не смог.
Высоцкий мечтал, чтобы роль Шарапова досталась его другу Ивану Бортнику. Но последнее слово в лице всемогущего теленачальника Лапина настояло на кандидатуре Владимира Конкина. Говорухин это решение принял, но теплых отношений между Высоцким и Конкиным на площадке не возникло. А Бортник сыграл бандита Промокашку. ИМХО на роль Шарапова он не подходил, а вот бандит получился идеальный )))
Позже Гооврухин признавался, что идеального Шарапова смог бы сыграть Леонид Филатов, но понимание этого пришло к нему, когда съемки уже шли полным ходом.
В роли Фокса начал работать Борис Химичев. Однако режиссер решил, что образ получается слишком современным, хотя актер играл великолепно. Так в картине появился Александр Белявский. Его кандидатуру тоже предложил опять же Высоцкий. В Москве Александра Борисовича не было. Он получил шесть соток в деревне Ершово под Одессой и собирался их благоустраивать. Но когда узнал, что в фильме снимаются Юрский, Высоцкий, Конкин и Джигарханян, бросил заступ и сел на самолет...
Главаря банды Горбатого предложили сыграть Ролану Быкову, но он счел предложение обидным, так как остро переживал свой небольшой рост. Тогда на роль пригласили Армена Джигарханяна, а Быков должен был стать Ручечником. Но Быкова подвело здоровье, и мошенника сыграл Евстигнеев.
Высоцкий частично заменил режиссера на площадке, когда Говорухин уехал на кинофестиваль. Под руководством Владимира Семеновича, например, сняты сцены допроса Груздева и Фокса.
Не без помощи Высоцкого снялся в картине и В. Павлов, исполнитель роли Левченко. Фильм «Место встречи изменить нельзя» должен был начинаться с пролога, где Левченко выносил на себе раненого Шарапова.
Но когда закончились съемки, Конкин увидел на спине у Павлова следы от банок. Тот только встал с больничной койки после воспаления легких. И эпизоды пошли в корзину.
«Маньку-Облигацию» - Ларису Удовиченко пригласили на роль Вари, но актриса сама хотела сыграть Маньку Облигацию, так как этот образ был для нее более интересен. В результате, только Удовиченко и подошла для Облигации. После съемок она могла уже не бояться преступного мира. Преступники взяли её под свою негласную защиту))) После фильма она стала получать письма из тюрем: «Не горюй! Выйду - моей будешь!», а один вернувшийся с зоны пришел к ней домой, так что пришлось вызвать милицию.
В ходе съемок между Говорухиным и Высоцким случился небольшой конфликт. Высоцкий хотел исполнить в кадре несколько своих песен, причем в каждой серии, но Говорухин посчитал, что это деталь разрушит образ Жеглова, и зрители будут воспринимать его как Высоцкого. Позже он предложил ему спеть Вертинского, популярного в послевоенные годы, но Высоцкий отказался, заявив, что не будет исполнять чужое.
Много было претенденток и на главную женскую роль. Варей Синичкиной могли стать Ирина Азер из Театра киноактера и Ольга Науменко (невеста Лукашина из «Иронии судьбы») и Любовь Полищук. Всего пробовалось 12 девушек. Высоцкий даже уговаривал утвердить на роль Вари свою жену - актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет, им хотелось бы, чтобы актриса, играющая возлюбленную Шарапова, была с безупречной репутацией (Марина Влади видимо такую не имела). И надо сказать - верное решение.
Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в «Волге» с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку.
Консультантом на фильме был заместитель министра МВД СССР генерал-лейтенант К. И. Никитин. Он просил, чтобы Жеглов хотя бы раз показался на экране в милицейской форме. Но Жеглов показал её висящей в шкафу, этим и ограничился )))
Некоторые кадры включают в себя и киноляпы, куда же без них ))) То прожектор отразится в стеклах автомобиля, то вся съемочная группа, то микрофон забудут на полу. В массовке мелькали одни и те же лица, но заметное заметное - трамвай. Во время съёмок использовали только один трамвай с одним номером - 2170. Его перевозили в разные части города и просто меняли надпись его маршрута, а вот номер оставался прежним.
Еще один занятный киноляп - мгновенная смена званий у Вари. Её то разжаловали, то повышали... Путаница вышла и с пистолетом. Пистолет Баярд, на самом деле - Вальтер четвёртой модели. Но все это культовый фильм не испортило.
Один из самых запоминающихся и любимых зрителями эпизодов фильма - встреча с Кирпичем. Высоцкий посоветовал Cадальскому добавить его персонажу какую-то пикантную особенность и Садальский стал шепелявить. Кстати, с Садальским можно пообщаться в ЖЖ -
sadalskij
Изначально фильм имел 7 серий. Но Говорухин не смог отстоять весь отснятый материал, длинные сериалы тогда были не в моде. Лапин (председатель Гостелерадио) потребовал две серии выкинуть и их вырезали из готового фильма. Почти все сцены сокращали по маленьким фрагментам и эпизодам. Увы, но много интересного пришлось вырезать, зато фильм получился динамичным и насыщенным. Все вырезанные кадры были сданы в архив Одесской киностудии, где они благополучно потерялись...
Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Отмечалось, что во время его последующих показов снижался… расход коммунальной воды. Не смотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.
Было задумано продолжение картины - «Эра милосердия. Продолжение». Увы, но в самый разгар работы над сценарием Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова в сериале быть не могло...
Инфа и фото (С) интернет. Основа: by Рамблер, сайты
http://vysotsky.ws,
http://1001material.ru