Это кажется совершенно удивительным, но во время блокады в Ленинграде работали школы.
Даже в самую страшную лютую зиму 1941-1942 годов в 39 школ города приходили ученики. Ослабленные голодные дети не могли высидеть больше трёх уроков в день. Беда была с тетрадями, их делали из старых газет, потому что не хватало бумаги. Чернила замерзали, дети писали карандашами, но они учились. В школе они играли на учебу...
Выглядело это так: если получил пятёрку, то убил «Ганса, фашистского офицера», если четвёрку - «Фрица, фашистского солдата», если тройку - промазал, ну а если двойку - вообще стрелял по своим. И дети старались.
Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20-25 минут - было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.
Учительница истории 239-й школы Ксения Владимировна Ползикова вспоминала, что 4-й урок в классе давать было трудно, всё занятие дети настороженно ждали звонка "к супу", он приобрел для всех особую ценность. Получить две тарелки супу - мечта каждого: "Сегодня дежурила в школьной столовой. На моей обязанности - следить, чтобы учащиеся съедали суп в столовой, а не отливали его в баночки и кружки и не уносили домой. А многим очень хочется это сделать. Дома мать, отец, младшие дети не имеют тарелки супу.
- Позвольте отнести суп домой! - просит меня Надя. - Мне, правда, довольно одной тарелки, а дома у меня мама и сестренка.
- Нельзя, девочка, суп вам дают, чтобы поддержать силы и помочь вашему ученью.
Глаза ее наполняются слезами, и она молча ест суп. У меня нехорошо на душе. Имею ли я право так поступать? Я учительница, которая всегда стремилась воспитывать в детях заботу о близких..."
"К урокам готовлюсь по-новому, писала осенью 1941 г. в своем дневнике Ксения Владимировна. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Дневник Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец - потрясающий документ, полный добра, любви к людям и веры в хорошее.
К концу блокады в Ленинграде ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Численность учеников в школах снизилась почти в три раза: кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли. Но несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усердней, чем в мирное время.
В июне 1942 состоялся выпуск десятиклассников, окончивших школу в первый блокадный год. 540 выпускников, и 70 ребят получили аттестаты с отличием, «с золотой каёмочкой», то есть каждый восьмой (!). Это ли не чудо...
Основа инфы и фото (С) "Наш Питер"
http://www.piter.nev.ru/