Предлагаю сравнить Маяковские в Москве и Питере.
В прошлый раз начинал с питерской Академической, поэтому сейчас начну с Москвы.
«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» и «Тверская». Находится на территории района «Тверской» Центрального административного округа города Москвы.
Проект строительства станции был утверждён в генеральном плане 1935 года. Её архитектором стал С. М. Кравец. В качестве эксперимента Кравец решил построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами.
Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Свод строящейся станции стал покрываться трещинами. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он предложил использовать металл для усиления конструкции станции.
При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали, которые поддерживают свод станции (официальная версия). По иным источникам использовали изготовленный для дирижаблей каркас.
Свод станции украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки.
Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского.
Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.
Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище.
ВАЖНЫЙ УНИКАЛЬНЫЙ ФАКТ! 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».
Если задрать голову вверх... можно увидеть много уникальных панно, причем не без юмора. То падающий парашютист с еще нерасскрытым парашютом... то самолеты над Кремлем...
В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. А то связи с Маяковским в оформлении станции не было вовсе.
С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.
Станция есть и на марках.
Эта станция - золотой фонд советского метро. Визитка. Она по праву считается одной из самых красивых станций Московского метро.
Кроме того есть еще одна УНИКАЛЬНОСТЬ станции о которой мало кто знает.
В полу на ней есть несколько полос, сделанных из красного мрамора. Этот камень широко применялся в отделке станций самых первых линий метро. На снимке - срез окаменевшей губки, которых довольно много в этом мраморе, а рядом с ней - небольшая раковинка двустворчатого моллюска.
Было там еще уникальное существо непонятное в сером граните. Палентологи не могли понять, что это такое. К сожелению в ходе реконструкции именно эта плита была заменена на новую И где она теперь находится не понятно. Скорее всего на чей-то даче ...
С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. В 2005 году был открыт второй выход станции. К 2007 году на станции были заменены старые эскалаторы. 22 апреля 2010 года реконструкция станции была завершена, при этом многие детали оформления были заменены на новые.
Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.
Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Важным украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А. А. Дейнека, тема - «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции, панно было 35. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.
Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя - диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом.
К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх. Критики также отмечали отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции. Инфа (С) Википедия.
------- ------- ------- ------- ------- ------- --------
Теперь станция Маяковская в Санкт-Петербурге.
Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Гостиный двор» и «Площадь Александра Невского». Станция открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» - «Площадь Александра Невского». Название получила по улице Маяковского.
Вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой и инженера С. П. Щукина и встроен в дом № 71 по Невскому проспекту, напротив улицы Маяковского. Вход на станцию организован с двух фасадов здания: с Невского проспекта и с улицы Марата, на углу которой дом расположен.
В молодости встреча а этой станции называлась "между ног к Маяковского" ))) и понятно и удобно и не ошибешься... ))))
На обеих сторонах пилона вестибюля, перед входом в эскалаторный зал, находится художественная композиция, посвящённая В. В. Маяковскому (выколотка из меди, скульптор М. Т. Литовченко). Со стороны Невского проспекта на колонне помещено и его изображение поэта и стихи:
СЛАВЬТЕ,
МОЛОТ И СТИХ,
ЗЕМЛЮ МОЛОДОСТИ!
Со стороны эскалатора набраны известные строки:
ОТЕЧЕСТВО
СЛАВЛЮ,
КОТОРОЕ ЕСТЬ,
НО ТРИЖДЫ -
КОТОРОЕ БУДЕТ!
Т.е. наше, сегодняшне, он славит трижды. И я лично, его поддерживаю )))
Высота букв составляет 80 мм, ширина 20 мм; со временем надпись существенно пострадала от вандализма, часть букв пришла в негодность. Метрополитен в 2012 году проводит работы по их замене, кроме «Маяковской» будут отреставрированы надписи на 12 станциях, общая стоимость работ составит около 300 тысяч рублей.
«Маяковская» - станция УНИКАЛЬНАЯ! Станция закрытого типа («горизонтальный лифт») . В мире таких очень мло, а вот в Петербурге много.
Это фото я сделал летом этого года. Питерское метро всегда было авангардом метрополитена СССР. Все потому, что наше метро является экспериментальным. На ленинградцах обкатывали то, на чем потом каталась и Москва и другие города страны. Но суть не в этом.
В нашем метро имеется 10 станций закрытого типа. Одна их них Маяковская. Все это станции не имеющие открытых боковых платформ. Зал каждой станции имеет свои двери. От машиниста требуется особое мастерство остановить поезд таким образом, чтобы открывающиеся двери вагона в точности совпадали с дверями зала.
Иногда машинисты промахиваются, приходится сдавать немного назад ))) Специальное устройство синхронизирует время, очерёдность и скорость открытия и закрытия дверей вагонов и станции. Специалисты называют такие станции "горизонтальный лифт". Они всегда вызывают удивление у людей, впервые оказавшихся в зале. Подобные станции впервые появились именно в Ленинграде...
Маяковская - станция глубокого заложения (глубина ≈ 51 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Ю. В. Билинского, А. Д. Бочарова, Г. Ф. Михайлова, инженеров Е. А. Эрганова, Л. В. Фролова, Г. П. Конончук. Стены станции, представляющие собой красные стяги, имеют скошенные выступы возле дверей и облицованы смальтой интенсивного красного тона. В концах зала стены украшены портретами поэта, исполненными в мозаике в острой графической манере (художник Ю. Б. Могилевский). Также в торцах станции находится оригинально выполненное название.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции. В нижнем эскалаторном зале применено оригинальное освещение в виде светящейся стены из молочного стекла. В коридоре к эскалаторам оригинально (ступенчато) выполнен переход на меньший диаметр станционного тоннеля.
У станции аж два перехода на другую линию. Можно пройти пешком, а можно спуститься на эскалаторе. Такое встречается не часто.
Считается, что даже экскалаторы в Петербургском метрополитене медленнее московских. И сама жизнь неспешнее...
Итак, какая станция Вам больше понравилась? )))) на Майле (откуда пост перенес) в голосовании была ничья )))
Сравнение станций:
Международные, "Академические