Прелестная мраморная «Венера, снимающая сандалию» украшает один из залов Русского музея.
Она была создана замечательным скульптором Иваном Петровичем Витали в 1852 году. Моделью послужила жена скульптора - и каждый изгиб тела мраморной богини дышит любовью.
Иван Петрович Витали (1794-1855) - итальянец, родился в Петербурге. В 1843 он дал присягу на подданство России и не получил систематического художественного образования. В доме Витали в 1836 в Москве недолго жил сам великий Карл (К.П.Брюллов), когда вернулся из Италии. Брюллов давал советы Витали и даже подправлял его глиняные модели. Потом Витали переехал в Петербург. Преимущественно занимался скульптурным декором соборов, портретами и т.п., сделал фонтаны с мальчуганами перед Большим театром и на Лубянской площади (перенесены). В 1850 назначен почетным скульптором при Эрмитаже.
«Венера» признана одним из лучших творений Витали, увидев её, Николай I "влюбился" с первого взглдяда и сразу же приказал сделать гальванопластические копии скульптуры в подарок своим дочерям Марии и Ольге. Для царя «Венера» Витали стала в некотором смысле «лебединой песней»... вскоре после заказа он скончался.
Однако, шедевр Витали вызывал восторг не у всех - непримиримый борец за народность в искусстве, Стасов, обвинил скульптора в «изготовлении прилизанных и преглупых Венер». Несправедливые, и, надо сказать, не особенно умные высказывания идеолога «Могучей кучки» никак не повлияли на положение мраморной богини, но зато сыграли роковую роль в судьбе её «бронзовых сестёр».
Вслед за Стасовым то один, то другой советский художественный критик снисходительно называл Венеру кокетливой и манерной, отказывая изваянию в художественной ценности. Ну а если мраморный оригинал несовершенен, стоит ли заботиться о бронзовых копиях?!
После Великой Отечественной войны все они оказались утраченными, и только в 60-м году, разбирая на субботнике завалы разрушенного дворца герцогов Лейхтенбергских, студенты-биологи обнаружили покорёженную, безрукую, но до боли знакомую фигуру Венеры...
У этой истории счастливый конец: почти через сорок лет появилась возможность отреставрировать найденную скульптуру, и - о чудо! - оказалось, что это авторская бронзовая копия! Блестяще проведённая реставрация - и бронзовая Венера на прежнем месте во дворце Лейхтенбергских опять снимает свою сандалию и никак не может её снять...
Прогулка по пустому Эрмитажу Прогулка по галереям пустого Михайловского замка Репортаж из Русского музея. Часть 1 Бродилка по Русскому музею. Часть 2 Прогулка по пустому Екатерининскому дворцу Царского села Екатерининский парк Царского села летом. Часть1 Екатерининский парк Царского села. Часть2 Александровский парк Царского села ранней осенью Зимой "Царское село" или город "Пушкин" не менее прекрасен Янтарная комната Екатерининского дворца (история) Инфа и фото частично (С) интернет