Часы колокольни Петропавловского собора в Петербурге

Feb 09, 2021 19:30




Сложно представить современный Петропавловский собор без часов.
Каменный собор Петра и Павла в Петербурге (таким как мы его видим в настоящее время), начал строиться в 1712 году, сначала архитектором Трезини, потом Растрелли.




Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург.

Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал "колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь". Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.




Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан.




В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:

"7 [августа 1721 года] большое общество их тех, что остались дома, поднялись в полдень на башню крепости, отчасти чтобы посмотреть на куранты, потому что в этот час должны были играть на колоколах, отчасти чтобы увидеть полностью Санкт-Петербург, потому что она является самой высокой башней в городе... Большой часовой механизм самостоятельно играет каждые четверть- и полчаса. Когда мы поднялись на самый верх башни к колоколам, "колокольный игратель" дал нам большую подзорную трубу, в которую мы могли видеть Петергоф, Кроншлот и Ораниенбаум. Сам Санкт-Петербург имеет форму овала и необычайно большую протяжённость, однако во многих местах только редко застроен, но если царь ещё некоторое время поживёт, он будет застроен полностью"




Запись из того же дневника за 1721 год:
"... Куранты очень большие и красивые, прямо как амстердамские, и говорят, стоили 55 000 рублей. На них играют каждое утро от 11 до 12 часов, кроме того каждые пол часа и час они играют ещё сами собой, приводимые в движение большой железной машиною с медным валом..."

Собор перенес три пожара, из которых самый разрушительный был в 1756 году. От пожара расплавились колокола на колокольне, сгорели драгоценные часы с курантами, а при падении шпиля была разрушена паперть из белого мрамора.

Гибель часов особенно огорчала Императрицу Елизавету Петровну. Она повелела позаботиться об устройстве новых часов с курантами "в наискорейшем времени". Да что там часы, весь храм, по сути. надо было построить заново.  В 1760 году голландский мастер привез новые, но установили их только спустя двадцать лет, когда восстановили колокольню.

При первом взгляде на Петропавловский собор поражает высота его колокольни, особенно шпиля, увенчанного вращающимся изображением ангела.




Часы для колокольни Петропавловского собора были заказаны голландскому часовому мастеру Оорт Красс, прославившемуся устройством часов в Кёльне. За большую сумму, около 32 тысяч рублей, он изготовил часы в 1760 году, но при своей жизни не успел поставить их на место и только в конце 1779 году за это дело взялся вновь приглашенный мастер Ридигер, который за 600 рублей жалованья в год обязался "содержать часы и куранты в беспрерывном и исправном ходе, биении и игрании".




Все жители Петербурга сбегались слушать эти куранты, которые и до сих пор составляют одну из городских достопримечательностей.

Часовой механизм (площадь три на три метра) занимает практически все помещение, отведенное для него в шпиле. Большой музыкальный барабан имеет диаметр 2 метра и весит 1,2 тонны. Учитывая что на колокольне нет лифта, пришлось очень не легко тем, кто вносил механизм на его место.

За точностью следят ежедневно, но часы идут точно. Механизм чуткий, из-за перепадов температуры воздуха и влажности часы за сутки то спешат, то отстают примерно на 15-30 секунд.




Раньше что бы завести часы приходилось вручную поднимать четыре гири весом до полутоны каждая. Делали это обычно провинившиеся с гауптвахты. В Советские годы процесс автоматизировали.




Часы прослужили до 1853 года, затем механизм износился и  стал неисправен. Ремонтом занимались мастера братья Бутеноп из Москвы, об этом свидетельствует памятная надпись на золотой дощечке. Мастера отремонтировали и модернизировали куранты, добавили минутную стрелку, которой раньше не было. За несколько лет до этого они создали кремлевские куранты. Так что часы на Спасской башне и наши - братья-близнецы.

Можно подняться на колокольню.




На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. Там же установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки. Сейчас днем колокола бьют или играют музыку почти постоянно. Там проходят обучение карильенщики (как там их называют?)))))




Про Петропавловский собор и гатчинские колокола
После 1917 года часы замолчали и только спустя 85 лет, в 2002, с колокольни вновь послышались мелодии "Коль славен Господь"  и "Боже Царя Храни". В советское время они играли, но с перерывами. Долго играть "Итернационал" и "Гимн СССР", часы не смогли.




В 2001 году в колокольне установили подарок бельгийской провинции Фландрии - 51 колокол на 4 октавы, в дополнение к другим колоколам. Благодаря им с колокольни собора раздаётся уникальный трёхуровневый звон.

В 17-18 веках в качестве гимна использовалась церковная мелодия композитора Дмитрия Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Куранты и сейчас исполняют её каждый час. Позже был принят официальный гимн Российской империи «Боже, царя храни», он также до сих пор исполняется, но каждые 6 часов.

Петропавловский собор снаружи и внутри

Основа инфы (С) Вики, сайты:
https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/petrop-sobor
http://fufaev.ru/chasy_kolokolni_petropavlovskogo_sobora.html

архитектура, история, легенды Питера

Previous post Next post
Up