Почему сгорел Петропавловский собор в Петербурге и как его восстанавливали

May 11, 2021 11:00




Петропавловский собор  -  один из главных вертикально стоящих символов города (вертикального в Питере мало).
Трудно представить, что Петербург мог остаться без шпиля Петропавловского собора. Но был период, когда город почти 20 лет существовал без его главной доминанты. 11 мая (30 апреля по старому стилю), 1756 храм сгорел...




Храм находится в Петропавловской крепости. Первый храм на этом месте был построен еще в петровские времена. Петропавловский собор снаружи и внутри

Высокий шпиль собора не имеет громоотвода и в него раз попадали молнии. Шпиль был с деревянными конструкциями и в 1756 году шпиль сгорел.  Андрей Иванович Богданов, видевший этот пожар писал: "И сего 1756 года апреля 30 дня в 1-м часу пополуночи, ударил гром в Петропавловскую колокольню, и от того учинился великий пожар, и в 3-м часу явился огнь наружу, который уже весьма разродился и виден стал быть всем, в чем знатно, что оного ко утушению преодолеть было невозможно."




Колокольню пришлось разобрать почти до основания. Пострадали и стены храма. Императрица Елизавета Петровна немедленно отдала распоряжение о создании комиссии, обследовании здания  и последующего восстановления храма с колокольней.

2 мая комиссия архитекторов и мастеров разных специальностей осматривала «погорелую Петропавловскую церковь». В комиссию вошли: архитекторы М. Башмаков, А. Вист, Дж. Трезини, С. Чевакинский и другие. Комиссия установила, что каменные части здания надежны и что надо восстановить только уничтоженные огнем деревянные конструкции. При этом было высказано пожелание: «Во избежание повторения пожаров шпиль, крышу и купол нужно построить вновь, не употребляя нигде дерева», только из огнестойких материалов: железа и кирпича.

Восстанавливать собор решено было в прежнем виде. С этой целью участникам экспертизы были выданы обмерные чертежи собора, еще несколько лет тому назад составленные И. Слядневым и его помощниками. Архитекторам было предложено разработать проекты и сметы «по прежнему фасаду и профилю», но с двумя вариантами конструкций - деревянными и огнестойкими. Лучшим был признан проект конторы Невского монастыря, которой и были поручены все восстановительные работы.

В 1762 году работы были приостановлены, а спустя два года Екатерина II распорядилась «для строения колокольни Петропавловской сочинить новый проект» (решила сделать его еще наряднее, чем был, раз уж все равно надо строить новый).

В связи с этим 12 октября 1764 года были вновь созваны крупнейшие архитекторы Петербурга, им предложили заняться проектированием колокольни. В апреле 1765 года подали проекты С. Волков, В. Деламот, Ю. Фельтен и А. Ринальди, а через год - А. Вист, К. Кнобель и С. Чевакинский.



В августе 1766 года все проекты были представлены на рассмотрение Екатерине II, решение которой было неожиданным: «Рассматривая чертежи Санкт-Петербургской Петропавловской колокольни, повелеваем делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы».

В основном постройка колокольни была завершена в 1775 году. Фигура летящего ангела на вершине шпиля была исполнена по образцу прежнего, по рисунку Д.Трезини. Но вскоре и этого ангела уничтожила стихия.




10 сентября 1777 года обрушившийся на город ураган погнул фигуру и отломил крылья, причём работы по воссозданию шпиля в этот момент ещё даже не были завершены. Проект нового ангела выполнил архитектор А. Ринальди. В отличие от предыдущих, "летящих" почти горизонтально, фигура ангела по рисунку Ринальди устремлена вверх, с перстом, указующим в небо. Этого ангела мы видим на шпиле и сегодня.




Осенью 1778 года позолоченный флюгер вновь воцарился на своем законном месте.

В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов - Как лечили ангела Петропавловского собора


Из-за увеличенной при перестройке массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате чего образовались дополнительные помещения. Таким образом, в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на третьем ярусе колокольни появились дополнительные волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола и входного портика.

В пожаре погибли и часы что стояли на башне. В 1760 году голландский мастер привез новые, но установили их только спустя двадцать лет, когда восстановили колокольню. Про часы у меня был отдельный пост...




Про Петропавловский собор и гатчинские колокола




Таким образом, только благодаря Екатерине II Петропавловский собор в целом сохранил черты первоначального проекта Д.Трезини и радует нас своим шпилем... который не оставил бы равнодушными даже Петрова и Боширова...

Петропавловский собор снаружи и внутри

Инфа и часть картинок (С) интернет

архитектура, легенды Питера

Previous post Next post
Up