Каким должен был быть Ленинград

Nov 21, 2014 08:19


Проспекты целятся стволами в зори;
Расплески зорь стекают по асфальту к нам,
И верфи их переливают в море,
В Неву, в озера, в Беломорканал...
Константин Вагинов



Ленинград - колыбель мировой революции. Это обязывает!
К его архитектуре советская власть подходила всерьез. Нужно было наглядно показать, что союз "рабочих и крестьян" в состоянии переплюнуть союз "буржуев с царями" и построить город-сад новые районы не только не хуже старых, а даже лучше и красивее!




Первый генеральный план Ленинграда был составлен Л. Ильиным и В. Витманом в 1935 г. Появилась идея переноса центра города на юг. Увы (или Ура!), но из-за войны, сделать это так и не удалось. После войны было уже не до таких проектов - восстановить бы разрушенное. Катастрофическая нехватка средств, рабочих рук и техники остановила эти проекты. Скорее всего к ним собирались вернуться позже, но увы... уже не возвращались.

Такие должны были быть виды в современном "Московском парке Победы". Высотка там недалеко и сейчас есть, но она значительно скромнее.




Что там сейчас вместо высотки? Видимо СКК. Здание неплохое и знаковое для города, но высотка смотрелась бы лучше.




А вместо Сталина (возможно немного дальше к Московскому проспекту) стоит Георгий Константинович Жуков.




Тут улицы расходятся лучами, словно от  парижской Триумифальной арки




Посмотрите какая красота! Идеально по высоте и пропорциям! Классика!




Площадь планировали грандиозной. - самой крупной в мире в то время, как и положено великой империи зла. Главным зданием всего Ленинграда должен был стать грандиозный Дворец Советов. Место для него было выбрано на свободном участке в месте пересечения Московского проспекта с Центральной Дуговой Магистралью (ЦДМ). Эта дорога, прокрадывавшаяся во второй половине 1930-х, должна была стать одним из самых красивых проспектов советского Ленинграда.




Этот путь успели проложить ещё при Сталине. Он позволял доехать до центра практически по прямой и соединял Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский районы. К сожалению, построить запланированное до его смерти и выхода в свет позорнейшего постановления Хрущёва «Об архитектурных излишествах» не успели. Реализована была лишь малая часть застройки Магистрали - Ивановская улица, решённая в виде единого ансамбля в 1938-39 годах. Да и сама Московская площадь выглядит намного беднее, чем могла бы. Грандиозным замыслам архитекторов сначала помешала война, а затем ушедший в иной мир вождь всех народов...




Московская площадь должна была быть намного больше - 38-50 га вместо реализованных 11. Чтобы реально ощутить её величие и размер, уточню: на той площади, которая была запланирована, уместилось бы 9 Дворцовых площадей.

Обратите внимание на дома с арками справа и слева от площади - одна со стороны Демонстрационного проезда (маленькая такая улочка слева), другая - наоборот, справа.




Вид на площадь со стороны одной из арок. В частности со стороны Демонстрационного. Такого же стиля монументальные дома хотели продлить (смотрите, это же уже "левая" часть площади) и до Демонстрационной... и до Авиационной... и до Ленсовета... и то же самое справа!!! Посмотрите - какие скульптуры, какие колонны. Здание такое же крепкое и монументальное, как и сам Дом Советов!




Вид площади у Дома Советов со стороны Демонстрационного проезда.




Многим проектам война помешала...







Проект Е. И. Катонина и  Я. Н. Лукина. Фрагменты застройки площади с северо-западной части у здания Ленсовета.




А если заглянуть внутрь... в зал заседаний.







Проект Е. А. Левинсона и И.И.Фомина, центр главного фасада с видом на парадный двор, продольный разрез и интерьер Зала Заседаний.



Рим нервно курит! Куда там их форумам до проекта Л. Руднева. Главный фасад, интерьер вестибюля Дворца.




Вид на площадь.




Из всех участников конкурса на проектирование и строительство Ленинградского Дворца Советов наиболее убедительно программу выполнил Н. А. Троцкий (см. выше картинки в красном).

В его проекте жюри особо отметило достоинства планировочного замысла организации территории вокруг Дворца. Троцкий, несмотря на требования программы, устроил парадную площадь не перпендикулярно главному фасаду, а вдоль него, соответственно разместив и трибуны, в центре которых должен был быть сооружен памятник В. И. Ленину. Перед фасадом Зала Заседаний был запланирован второй памятник - И. В. Сталину.

На основании проектов, поданных на конкурс, был создан окончательный проект застройки этого
района. Его авторы - архитекторы Н. В. Баранов, Е. И. Катонин, А. И. Наумов, А. А. Афонченко, Д.
М. Баталов.

Так главная площадь советского Ленинграда выглядит сегодня. Памятник Ленину имеет "хулиганский ракурс", но сам по себе, красив и величав. Кому интересно про ленинградские памятники Ленину и смешные ракурсы смотрите тут - Про Ильичей







На ней находятся наши "поющие фонтаны", которые ИМХО не хуже чем в Барселоне. Я был и там и тут )) так что могу сравнивать: Поющие фонтаны Барселоны






Теперь пора опять вернуться в прошлое...




Перспектива Московского проспекта на юг от Парка Победы (вдали справа - две башни, отмечающие Московскую площадь; здание со шпилем слева было построено, но с несколько иным завершением).




Сравните с современным видом. Построена лишь одна высотка.




Площадь Победы - парадные ворота Ленинграда-Петербурга со стороны Москвы. Мы привыкли видеть её такой, какой она была сформирована в 1970 - начале 1980-х гг. Но проекты застройки площади появились задолго до того. Вот один из вариантов начала 1950-х:




Московские ворота видимо предполагалось перенести в парк Победы.







На Сенной планировалась колонна по типу Александринского столпа. Наверху стоял бы явно не ангел. При этом собор  еще на месте и не планировался тогда еще к сносу.

Из книги "Архитектура Ленинграда" Ред.Г.А.Коротков Л.1953.




Щемиловка.
По центру - Ивановская улица. Всё остальное - увы и ах...



Вместо нелепой коробки гостиницы "Ленинград" Ной Троцкий хотел построить на Пироговской набережной образцовый дом "Ударник". Шикарный дом был бы!






Благодаря Хрущеву и его борьбе с излишествами, бельведер остался только на картинке...




Интересно, что тогда планировали жилье вместо заводов.







На современной площади Чернышевского планировалась высотка.




С высоткой не заладилось, поэтому построили коробку, на котрую без слез не взглянешь. Это трехзвездочная гостиница Россия. Конструкцией проста, как Россия кирпич.




Далее проект реконструкции площади Ленина и первоначальный проект Финляндского вокзала. Гораздо интереснее получившейся бетонной коробки.




Даже сам памятник мог быть другим.




Его даже на открытках уже изображали, значит вопрос был практически решен. Но... не сложилось. Броневик под Лениным маловат был, конечно, да и сам памятник немного напоминал усовершенствованный памятник ПетраI на Гром камне. Словно Ленин к памятнику Петра на броневичке приехал и на камень тот въехал, скинув Петра. Не хватает только лошади под колесами броневика и недоуменного Петра...



Сейчас там стоит другой памятник Ленину...

Он со сложной судьбой. О нем у меня есть отдельный пост:
Многострадальный Ильич

Проект крематория... монументально! По Фрейду, сразу после Ленина...







Тщательно планировался и морской фасад Ленинграда. О котором и сейчас начали беспокоиться.

8 декабря 1931 года "Правда" писала:
"ЛЕНИНГРАД, 6 декабря. (Наш корр.). В Ленинградском торговом порту создан комитет по сооружению памятника Ленину. Этот памятник, по предварительно выработанному проекту, должен явиться первым по величине во всем мире. Высота памятника, который одновременно будет служить маяком - 120 метров. Организованы 4 бригады во главе с известными ленинградскими скульпторами, которые разрабатывают проект будущего памятника. Кроме того, созданы две бригады из московских скульпторов во главе с Андреевым и Меркуловым. Памятник будет поставлен на раздвижной дамбе. В связи с этим, поставлен вопрос о переименовании Морского канала в канал им. Ленина. В порту развернулась широкая кампания по сбору средств в фонд постройки памятника..."
Вот как выглядели варианты маяка, представленные на конкурс:

В. С. Рожновский. Все хорошо, но почему парусники плавают?! Вот что для меня странно )))




И. Г. Лангбард. Чем-то напоминает вход в египетскую гробницу. Культовое получилось бы место )))) с самым грустным маяком в мире.




Победителем конкурса стал проект Ноя Троцкого.




Стоит ли писать, что проект (к счастью или к сожалению) так и не был реализован.



Стадион имени Кирова. Он ведь Никольским планировался совсем иным! Его построили примерно лишь на 60% от задуманного.



Венчающая галерея так и не появилась... зато теперь там новый стадион Зенита по проекту знаменитого японца с последующими русскими переделками его проекта... и стадион который был на этом месте стал настоящей легендой.

При всем при этом, отдаю должное ленинградским архитекторам, которым удалось в то сложное время перемен, отстоять центр города от кардинальных перестроек. Город, конечно, пострадал. Потеряли около половины всех церквей и храмов, которые попросту разрушили, но главное - ЦЕНТР СОХРАНИЛИ.

Удалось сохранить и главное архитектурные шедевры города от перестройки или "улучшений". Например были планы устроить "висячие" сады на колоннаде "Казанского собора". Или поставить на Александрийский столп вместо ангела (который там стоит в "натуральную величину")))) Ленина. Выглядело бы это примерно так...



Ангела хотнли демонтировать после того, как будет отлит памятник Ильичу. Наверное это и спасло колонну. С отливкой фигуры вождя произошла задержка, защитникам колонны удалось привлечь на свою сторону Луначарского, и "ужасающе нелепая", по словам наркома просвещения, идея завяла.

Были и другие гениальные задумки - известный критик Иванов-Разумник предлагал поставить памятник Ленину рядом с Адмиралтейством: "... На одной площади было бы тогда два символа - начала и конца петербургского периода истории. Рядом с Медным всадником - место Каменному Автомобилисту или Деревянному Летуну..."

Безумная идея представить Ильича в виде Деревянного Летуна, как и множество других идей, к счастью осталась нереализованной.

Уверен, что значительную роль "в спасении центра" сыграл перенос столицы в Москву. Спасибо Москве, если бы перенос не состоялся, Петербург бы точно не устоял от грандиозных переделок.

Сильно пострадал город и во время блокады. Его безжалостно бомбили и обстреливали. Пригороды сильно пострадали уже от нашей авиации и артиллерии. Не до архитектуры было, война шла на выживание.




Увы, но после войны (в ходе восстановления) пострадало множество петербургских башенок, которые были у многих угловых домов в городе. Их попросту не всегда восстанавливали. Ныне они лишь местами встречаются на перекрестках. Увы...

Городу тихой сапой удалось дотянуть, сначала до Второй мировой войны, а потом и до XXI века. Хотя... не только Великая отечественная сильно повлияла на город, но и 1 мировая. Не будь ее у нас бы появилось метро, новые здания и площади, которые в том числе сильно украсили бы город.  Как вам такой Московский Николаевский вокзал? Он был бы таким, вместо существующего... если бы не 1 мировая война.




Да что там город! Страна была бы иной, а это уже другая история...

Интересная книга о нереализованных проектах Петербурга - Петрограда, можно взять бесплатно
Подробные карты - планы ПС-Петербурга и Ленинграда разных веков, с возможностью увеличения

Завершить этот экскурс в прошлое хотелось бы словами Иосифа Бродского. Который, как известно, Ленинград любил. Даже умирать уходил на Васильевский остров, причем неоднократно...

Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее - после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется.
Но знавших нас не будет слишком много...

Основа инфы и фото (С) http://citywalls.ru/ и с просторов интернета

площади, архитектура, набережные, улицы, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up