Павловский вокзал

Nov 22, 2014 20:42




Многие знают, что слово "вокзал" первоначально не имело к железной дороге никакого отношения.
В 1660 году предприимчивая англичанка Джейн Вокс открыла в окрестностях Лондона увеселительное заведение с рестораном, названное Vauxhall. Мода на такие загородные места отдыха дошла и до России, и в Петербурге возникли свои "воксалы": первый - в 1770 году, на Каменном острове, потом в Екатерингофе и в Новой Деревне.




В 1836 году началось строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск.

Павловский парк - это крупнейший пейзажный парк не только России, но и в Европе, его площадь около 600 га. Владелец Павловска великий князь Михаил Павлович, подчинившись указанию своего брата Николая I, дал разрешение на прокладку участка двухпутной железной дороги (как это и предполагалось), оговорив свое согласие рядом условий, с которыми Акционерное общество согласилось.




Еще весной 1836 года в Павловском парке прорубили просеку шириной 8,5 м, и в сентябре к территории вокзала подошла железная дорога. Для привлечения пассажиров в Павловске по проекту архитектора Штакеншнейдера был построен новый великолепный "воксал", затмивший всех своих предшественников.  Строительство вокзала велось под наблюдением архитектора Ф.И. Руска.




Павловский воксал, открытый 23 мая 1838 г. стал модным местом Петербурга.  Тут заканчивалась Царскосельская железная дорога, начинался прекрасный парк. Это сразу стало этаким "дачным неформальным  тусовочным местом" для знати Петербурга.

Там был превосходный концертный зал, гостиница, ресторан, бильярд, зал для танцев.

Первоклассные озеленители и садовники трудились здесь над созданием зеленого массива, окружающего Павловский вокзал. Помимо цветущих кустарников - сирени, жасмина - здесь были высажены крупномерные деревья - ясени, ели, серебристые тополя... И они были посажены с тем расчетом, чтобы их разросшиеся кроны не давали бы “улетать” прекрасной музыке, которая здесь звучала. И сейчас еще можно увидеть несколько огромных серебристых тополей, которые выполняли роль этих “зеленых кулис”. Надо упомянуть еще и о клумбах с цветами - розы, фиалки, душистый табак, особенно благоухающие по вечерам. Многие из этих цветов “вышли из моды” и не высаживаются в современных садах и в парках.

Вокзал открыли только 23 мая 1838 г., так как в зимнее время строительные работы прекращались. Летом в Павловск был приглашен хор московских цыган.




Развлекал публику и оркестр под управлением дирижера Йозефа Германа, а позднее - под управлением широко известного в то время австрийского композитора и дирижера Йозефа Лабицкого, приезжавшего в Россию по приглашению Герстнера.

Д“Аршиак свою первую поездку по железной дороге описал в своих воспоминаниях. «Несколько сот саней теснились в Павловске у огромного полукруглого павильона. Это был тот увеселительный вокзал с рестораном, о котором ходячую остроту произнес министр финансов Канкрин: «В других государствах (к этому моменту уже действовали железные дороги с паровой тягой в Англии, Франции, Бельгии, Германии и США) железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир».




Увы! Пожар, случившийся в январе 1844 г., уничтожил большую часть деревянного вокзала. Страховая компания возместила убытки, что позволило построить новое здание по проекту А. И. Штакеншнейдера уже к началу мая. Но архитектор осуществил кардинальную перепланировку: большой зал был расширен, главный зал ресторана также получил дополнительную площадь, появились хоры для оркестра, вдоль второго этажа пристроили галерею для прогулок и осмотра зеленой территории парка и иллюминаций, происходивших по разным поводам.

Несмотря на сложности зимнего ремонта и восстановления, уже к весне, в мае 1844 года, состоялось открытие нового сезона в Павловском вокзале, и многие считали, что после ремонта здание вокзала стало просторнее, светлее и роскошнее.




Начиная с 1856 года и в течение десяти лет в Павловском вокзале проходили симфонические концерты оркестра под управлением “короля вальсов” Иоганна Штрауса, что привлекло сюда особенно много восторженной публики.




В Павловском вокзале, наряду с симфоническими оркестрами, продолжали выступать духовые - военные оркестры в антрактах симфонических концертов, как бы дополняя их. Звучание духовых оркестров в Павловске всегда отличалось мягкостью и благородством звучания. Их репертуар со временем расширялся и пополнялся как оригинальными произведениями, написанным специально для духовых оркестров, так и высоко профессиональными обработками и переложениями известных мелодий.

В 1913 г. состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию открытия вокзала. 30 октября Министерство путей сообщения отметило эту дату в новом здании, построенном на площади Александринского театра по проекту гражданского инженера А. А. Гречанинова (там находилось управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а теперь управление Октябрьской железной дороги).




О предстоящем музыкальном сезоне писали многие газеты. И не случайно, ведь Павловский вокзал встречал историческую дату: 1913 год являлся для него юбилейным, т. к. ровно 75 лет тому назад над молодым разраставшимся парком впервые пронеслась сильная и могучая волна дивной музыки.

К торжествам готовились, старались показать новые музыкальные программы, порадовать публику виртуозным исполнением.

По планам устроителей концертов симфонические вечера начинались в мае. Распределение вечеров оставалось по-старому, а именно, по вторникам и пятницам - симфонические вечера (русская и иностранная музыка), по понедельникам (не праздничным) - военный оркестр 1-го его величества Стрелкового полка под управлением Сабателли (в другие дни он играл по вечерам во время антрактов в саду). По средам и четвергам - балетная и оперная музыка, по субботам и воскресеньям и праздничным дням - вечера легкой музыки. Предполагая большой наплыв публики, начало вечеров «отодвинули» на 5 минут.

На радость организаторам открылся Павловск, как всегда, шумно и весело. Программа была составлена недурно. Оркестром управлял (с 1910 г.) известный завсегдатаям концертов Александр Петрович Асланов (1874 - 1960). Он сумел интересно составить программу юбилейных концертов. Замысел состоял в том, чтобы бегло воспроизвести последовательность «музыкальных эпох», представленных в свое время на павловской эстраде.




Если начало первого вечера прошло успешно, то его завершение озадачило многих. Вот, что сообщал по этому поводу корреспондент «Царскосельского дела».

«3 мая на открытие концертного сезона собралось очень много публики, преимущественно из Петербурга. Разъезд начался в 10 часов. Первые музыкальные поезда удалось отправить благополучно, но к поездам 11 и 12 часов набралось столько публики, что вместить ее всю в вагоны не было физической возможности. Поезд в 11 часов 45 минут тронулся в путь под несмолкаемые крики «ура», как только подали к перрону следующий, двенадцатичасовой поезд. Толпа «меломанов» отказалась ждать, когда администрации вокзала заблагорассудится открыть калитки на перрон: задние стали напирать на передних и с криками «ура» и ревом удовольствия двери перил были сорваны. Вал этой массы давил и толкал друг друга, публика ринулась на перрон, с боя занимая места в вагонах. Некоторые из пассажиров во время бега по перрону падали и получали незначительные ушибы».

Концерты в Павловске, прошедшие 22 и 25 мая, собрали многочисленную публику, искренне и преданно любившую музыку. При этом не обходилось без курьезов.

«Посетители музыкального вокзала обращали внимание на компанию молодых людей, носивших оригинальные головные уборы, а именно черные фетровые треуголки в стиле ХVIII века. Первое появление обладателей этих головных уборов вызывало на музыке всеобщее изумление, и по их адресу отпускались самые разнообразные замечания. «Ах, смотрите, испанцы», - воскликнула какая-то барышня, указывая своему спутнику студенту на молодых людей. «Нет, это ведь наполеоновская треуголка»,- авторитетно возражал студент. И много еще не менее глубокомысленных замечаний выслушали молодые люди, «хвалу и клевету приемля равнодушно». На вопросы друзей они отвечали, что им противен уродливый, банальный котелок, и что они предпочитают ему старинную изящную треуголку».




«В воскресенье 17 июня состоялся бенефис А. П. Асланова. При входе на эстраду г-н Асланов был встречен тушем оркестра и получил от него венок, а также несколько подношений от публики. Первым номером отделения стояло испанское каприччио Римского-Корсакова. Вторым номером выступила г-жа Чеглокова, исполнившая арию из оперы «Аида». Исполнение не понравилось публике: крикливый голос и абсолютное неумение владеть им произвели такое впечатление, что г-жу Чеглокову ошикали. Отделение закончил тенор г-н Д. А. Смирнов, спевший арию Хозе из оперы «Кармен» и на biss несколько романсов».


В воскресенье, 9 сентября состоялось закрытие Павловского вокзала. Уже в 7 часов вечера был вывешен аншлаг, что все билеты проданы, и приехавшая с последними поездами публика с разочарованием пыталась найти себе бесплатные места, но, разумеется, тщетно. «Первое отделение г-н Асланов отдал русским композиторам. Началось со Славянского марша Чайковского. Музыкальная картина Бородина «В Средней Азии» прошла значительно лучше. К удивлению публики был поставлен похоронный марш Шопена, совершенно негодный для закрытия сезона. Последним оркестровым номером была симфоническая картина Мусоргского «Ночь на Лысой горе» - вещь, игранная и переигранная сотни раз. Отделение закончила артистка Народного дома г-жа Маркова - лирическое сопрано. Второе отделение было отдано сплошь Вагнеру - явление на закрытии совершенно необычное. Из 3-го отделения публика выделила только «Фанданго» Направника».

Публика слушала музыку, танцевала, играла в карты ужинала и гуляла по парку... но главной фишкой вокзала были удобный прием и отправка пассажиров музыка и танцы!

По окончании юбилейного сезона 1912 г. критик, подписавшийся «Гольденрэй», подвел краткую статистику истекшему музыкальному «марафону». В том году «было значительно больше концертов отдано серьезной музыке, так называемых строго симфонических концертов было 25, т. е. на 6 больше прошлого года. Кроме того, было исполнено 13 концертов с преобладанием симфонической музыки, что в общей сложности дает 38 концертов с серьезной программой. Из общего числа концертов - 25 было исполнено под управлением г-на Асланова, а другие - под управлением дирижеров-гастролеров. Из этих последних наиболее интересны были гг. Сук, Каянус. Публика отметила, что среди произведений, исполнявшихся на юбилейных концертах, преобладали ранее здесь не звучавшие. Что касается до певцов и певиц, то сезон был ими не особенно обилен, и, кроме выступавших в платных концертах таких солистов, как Шаляпин и Смирнов, можно отметить артистов А. М. Маркову и М. И. Бриан, Г. А. Боссэ, Догонадзе и Серебрякова».

Завершился музыкальный сезон, и до следующего лета смолк Павловский вокзал. Многие грустят о прекращении музыкальных вечеров.

10 сезонов подряд здесь играл на скрипке и дирижировал король венских вальсов Иоганн Штраус. Всем его предшественникам приходилось выступать под стук ножей и вилок - концертный зал и ресторан не были отделены. "Несравненный Страус" отказался играть во время обедов, его выступления начинались в 7 часов вечера и продолжались до отхода последнего поезда. В Павловске Штраус написал "Воспоминания о Павловском парке", "Петербургские дамы", "Нева-полька" и "Прощание с Петербургом".




В начале ХХ века один из таких оркестров и возглавил молодой капельмейстер Алексей Шевелев. В коллективах военных оркестров была строгая дисциплина - за опоздание на репетицию или неточно выученную партию брался штраф.

Летом 1914 года, с началом Первой Мировой войны репертуар концертов в Павловском вокзале сильно изменился - было запрещено исполнение немецких и австрийских композиторов. Многие военные музыканты, в том числе и капельмейстер Алексей Шевелев, возглавлявший в то время оркестр Лейб-Гвардии I-го Стрелкового Его Величества полка, были отправлены на фронт.

Музыкальная жизнь Павловского вокзала была сложной - она то угасала, то возникала вновь. Здесь звучала русская музыка, в качестве дирижеров выступали композитор А. К. Глазунов, Прокофьев, известные дирижеры Н. Н. Малько, Д. И. Пахитонов... В концертах принимали участие Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, солисты Мариинской оперы Медея и Николай Фигнеры, здесь танцевала несравненная Анна Павлова.




В воскресенье, 3-е мая, состоялось открытие Павловского вокзала. Tpaдиционно масса народа, как в саду, так, и в вокзале; невозможна теснота и давка до такой степени, что даже наииись досужие ораторы, которые, взгромоздившись на скамейки, держали речи перед публикой и призывали к спокойствиебю и порядку.Одного из таких ораторов наградили аплодисментами,а другого, кажется, попросили удалиться. За дирижерским пультом старый знакомец А.П Acланов. Год пребывания в Императорской onepе принес eму немалую пользу и звачительное улучшение его дирижерских спообностей. Хотя оркестр еще не совсем сыгрался и не всегда случшался палочки, все же оттенки были даны.Г. Асланова встретили аплодисментами и тушем. Рауль.

В понедельик, 4 мая 1915 года, около 9 часов, в непосредственной близости от Павловского вокзала, загорелся один из станционных домиков. Пожар был скоро ликвидирован прибывшей пожарной командой и сгорело сравнительно немного. Приходится отметить только более чем странный поступок начальника станции. Почему-то, когда уже пожарным было уже дано знать о пожаре и пожарный обоз подъезжал к месту пожара, он велел ударить в набат в пожарный колокол, чем, конечно, перепугал публику, как находившуюся на вокзале, так и бывшую в зале и слушавшую музыку. Произошла настоящая паника, во время которой пострадали две дамы, сшибленные с ног. Причемь одна из них упала вниз со станционной платформы.

14-го мая 1915 года в начале вечера были исполнены гимны всех союзных держав, встреченные с энтузиазмом. В особенности Итальянский. Со вторника 19 мая начались симфонические вечера.
(С) газеты "Царскосельское дело" за 1915 г.

Вернувшись с фронта после Первой Мировой войны, А. В. Шемелев продолжил свою деятельность в Павловском вокзале, а также был приглашен руководить оркестром Ижорского завода в Колпино, позднее он был флейтистом в оркестре Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (“Александринке”). Наряду с известными музыкантами он внес свой вклад в музыкальную жизнь Павловского вокзала, история которого продолжает интересовать многих и по сей день.

Состоявшийся в пятницу, 22-го мая, второй симфонический вечер сплошь отдан произведениям Чайковского.6




После 1917 года дачников почти не стало, посещаемость концертов упала, и загородная симфоническая музыка стала постепенно угасать. В годы Великой Отечественной войны Павловский вокзал был разрушен.

В 1945-1949 гг. были разобраны рельсовые пути в Павловском парке - они пошли на восстановление Павловского дворца. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.




Современный вокзал стоит на новом месте. На старое здание он совсем не похож, хорошо хоть построен в сталинском классическом стиле.




Тут не рады цыганам, тут не танцует почтенная публика, тут нет залов для игр в карты, не говоря уже о концертных. Даже случайных музыкантов (с шапкой перед гитарой), бдительная охрана гонит в шею... времена такие. Вокзалы уже не те...

Основа исторических материалов - http://tsarselo.ru/ фото (С) интернет

архитектура, Санкт-Петербург, история, вокзалы, легенды Питера

Previous post Next post
Up