Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте... концертный зал...
Иосиф Бродский
Рассказ об одной из разрушенных церквей Санкт-Петербурга.
Греческая община Санкт-Петербурга, существовавшая с первых дней основания города, заметно увеличилась после Крымской войны. И получила право на строительство собственной церкви указом императора Александра II.
До этого в качестве храма для богослужения греческое население Петербурга использовало один из приделов Казанского собора.
Территория под строительство была выделена в районе носившим тогда название Пески на берегу (впоследствии засыпанного) Лиговского канала, где были обширные поселения греков.
Единственный греческий храм Петербурга возводился на средства известного мецената и промышленника Дмитрия Егоровича Бенардаки. Художественным образцом для архитектора послужил собор святой Софии в Константинополе. Все надписи в церкви были выполнены на греческом языке. В своде купола парил образ Христа Вседержителя (Пантакратора).
Церковь никому не мешала долгие годы. И вот наступили сытые советские послевоенные времена. Советские люди готовились к празднованию пятидесятилетия Октябрьской революции, в Ленинграде к этой знаменательной дате было решено построить новый концертный зал.
Григорий Васильевич Романов, тогдашний первый секретарь обкома партии, лично курировал строительство. К срокам, как всегда, не успевали, проект был уже готов, а вот место для строительства вообще еще не было выбрано. Исполнители нервничали и любыми путями старались побыстрее получить "добро" у Романова.
Говорят, что очередной разговор на эту тему произошел прямо в машине первого секретаря по пути от Московского вокзала в Смольный. Романов только что вернулся из Москвы и, видно, своей поездкой был не доволен.
"Григорий Васильевич, лучше бы строить зал в новом районе, или, все-таки, в историческом центре?" "Да, "- рассеянно отозвался погруженный в свои мысли первый секретарь. "Вот здесь и стройте", и устало махнул рукой.
Машина в этот момент проезжала мимо Греческой церкви, построенной на деньги греческой общины в Петербурге... так ее судьба и решилась.
В считанные дни Греческая церковь была снесена, а на ее месте был воздвигнут образец архитектуры эпохи развитого социализма - концертный зал "Октябрьский".
А ведь ее даже фашистский снаряд пожалел. В годы Великой Отечественной войны в храм попала бомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись.
Как писал поэт:
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это - храм,
и храм искусства. Кто же виноват,
что мастерство вокальное дает
сбор больший, чем знамена веры?
Жаль только, что теперь издалека
мы будем видеть не нормальный купол,
а безобразно плоскую черту.
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.
Прекрасно помню, как ее ломали.
Была весна, и я как раз тогда
ходил в одно татарское семейство,
неподалеку жившее. Смотрел
в окно и видел Греческую церковь.
Все началось с татарских разговоров;
а после в разговор вмешались звуки,
сливавшиеся с речью поначалу,
но вскоре - заглушившие ее.
В церковный садик въехал экскаватор
с подвешенной к стреле чугунной гирей.
И стены стали тихо поддаваться.
Смешно не поддаваться, если ты
стена, а пред тобою - разрушитель.
К тому же экскаватор мог считать
ее предметом неодушевленным
и, до известной степени, подобным
себе. А в неодушевленном мире
не принято давать друг другу сдачи.
Потом туда согнали самосвалы,
бульдозеры... И как-то в поздний час
сидел я на развалинах абсиды.
В провалах алтаря зияла ночь.
И я - сквозь эти дыры в алтаре -
смотрел на убегавшие трамваи,
на вереницу тусклых фонарей.
И то, чего вообще не встретишь в церкви,
теперь я видел через призму церкви.
Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее - после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется.
Но знавших нас не будет слишком много.
Вот так, по старой памяти, собаки
на прежнем месте задирают лапу.
Ограда снесена давным-давно,
но им, должно быть, грезится ограда.
Их грезы перечеркивают явь.
А может быть, земля хранит тот запах:
асфальту не осилить запах псины.
И что им этот безобразный дом!
Для них тут садик, говорят вам - садик.
А то, что очевидно для людей,
собакам совершенно безразлично.
Вот это и зовут: "собачья верность".
И если довелось мне говорить
всерьез об эстафете поколений,
то верю только в эту эстафету.
Вернее, в тех, кто ощущает запах.
Так мало нынче в Ленинграде греков,
да и вообще - вне Греции - их мало.
По крайней мере, мало для того,
чтоб сохранить сооруженья веры.
А верить в то, что мы сооружаем,
от них никто не требует. Одно,
должно быть, дело нацию крестить,
а крест нести - уже совсем другое.
У них одна обязанность была.
Они ее исполнить не сумели.
Непаханое поле заросло.
"Ты, сеятель, храни свою соху,
а мы решим, когда нам колоситься".
Они свою соху не сохранили.
Сегодня ночью я смотрю в окно
и думаю о том, куда зашли мы?
И от чего мы больше далеки:
от православья или эллинизма?
К чему близки мы? Что там, впереди?
Не ждет ли нас теперь другая эра?
И если так, то в чем наш общий долг?
И что должны мы принести ей в жертву?
1 полугодие 1966 Иосиф Бродский
Вот этот шедевр советского домостроения...
Над главным входом находится бронзовый фриз, выполненный скульптором М. К. Аникушиным. Перед Октябрьским скульптура Маивеева под названием "Октябрь". В народе памятник сначала звали "Сообразим на троих" (один из персонажей тянет руку, словно прося мелочь), а потом "Гомики перед аквариумом" из-за отсутствия одежды на персонажах. Названий у памятника было много, не все можно публиковать даже в блоге.
Вроде бы собирали подписи для восстановления храма. Но для этого нужно снести "Октябрьский". Сомневаюсь, что это стоит делать, пусть стоит памятником человеческой глупости.
Тем более что акустика там отличная и уже успели выступить Дюк Эллингтон, Элтон Джон, Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Евгений Мравинский, Альфред Шнитке, Дэйв Брубек, Морис Бежар, Антонио Гадес, Шарль Азнавур, Элтон Джон, Сальваторе Адамо, Дин Рид, Клифф Ричард, Василий Соловьев-Седой, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Георгий Товстоногов, Лолита Торрес, Джина Лоллобриджида, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Аркадий Райкин, Арам Хачатурян, Родион Щедрин, Иннокентий Смоткуновский, Андрей Петров, Раймонд Паулс, Давид Тухманов, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Боярский и даже Петросян с женой)))
Сцена «Октябрьского» всегда готова для воплощения самых смелых творческих идей, там даже устраивались ледовые шоу! Помнится как-то ходил туда на Петросяна... смеялся... стыдно... (((
Фото и инфа (С) интернет