Илья Ефимович Репин ● Верикий русский живописец

Dec 27, 2014 09:17




Илья Ефимович Репин родился 24 июля [5 августа] 1844 г. в Чугуеве Харьковской губернии.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма...




Репин - Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876).

Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.). С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.

Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор.




С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии. Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.

Репин купил дом в 40 км от Петербурга еще в 1899 году. Оформлен дом был на его гражданскую жену Наталью Борисовну Нордман-Северову и находился в "финской губернии", в поселке Куоккала (ныне Репино).




В 1907 г. Репин уволился из академии, получил чин действительного статского советника и обосновался своем загородном доме, сосредоточившись на творчестве.

После переезда он принялся перестраивать дом. Строительство в Пенатах велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением.







К дому добавлялись башенки, прозрачные крыши, новые пристройки и балконы. Появилась зимняя веранда, которая использовалось Репиным в качестве мастерской. Впоследствии художник украсил ее стены резными узорами в виде грифонов.




Финские соседи были в шоке: «Здание было безобразнейшим на Перешейке. Оно было продуктом странной фантазии. От него во все стороны отходили небольшие выступы, веранды, пристройки, количество которых с годами увеличивалось...».










В Пенатах прошли последние 30 лет жизни художника, здесь были написаны многие его лучшие работы, сюда съезжались на знаменитые репинские «среды» известнейшие люди России. Гостей радушно принимала Наталья Борисовна Нордман-Северова, ставшая верной спутницей жизни художника (ниже двойной автопортрет).




Она помогала Репину и в общении с иностранцами, посещавшими его в Пенатах, так как знала шесть иностранных языков.




Благодаря этой женщине -блогеру, увлекавшейся фотографией, мы имеем теперь возможность увидеть повседневную жизнь Ильи Ефимовича - работу в мастерской, встречи с друзьями и посетителями, прогулки по парку, катание зимой на санях.




Горький, Стасов, Репин, Нордман-Северова в Пенатах 18 августа 1904 г.




Шаляпин в гостях у Репина.




Пирогов, Стасов, Горький и Репин. 1905 г. Куоккала.

Все вместе гости Пенатов собирались только за большим круглым обеденным столом, сделанным по эскизам Репина. Обед проходил по принципу самообслуживания. Все, что было приготовлено к обеду, выставлялось на центральной вращающейся части столешницы, а использованную посуду гости сами убирали в укрепленные под столом ящики. Нередко гости приходили с детьми, для которых в Пенатах было раздолье.




Пруд у дома Репин копал лично... не один, конечно )))




Гости на крыльце.







Репин с дочерью Верой на финских санях. 1915 г.

После Октябрьской революции и закрытия финской границы дом оказался на территории другого государства. Финское подданство Репин не принял, но и с любимыми «Пенатами» расстаться не пожелал.




Репин оказался оторван от России, хотя и не прервал с ней связь. Он вел обширную переписку с деятелями искусств в СССР, получал от них газеты, журналы, книги. Изредка к нему приезжали делегации или отдельные художники, чему Илья Ефимович был чрезвычайно рад. Ему неоднократно предлагали переехать в СССР, но стареющий художник на это все никак не мог решиться.



А усадьба ветшала... поддерживать ее в хорошем состоянии было трудно, разрушались беседки, зарастал парк, один пруд пришлось засыпать, чтобы на его месте устроить огород. Несмотря на все невзгоды, Репин продолжал много работать, но застарелая болезнь прогрессировала и силы постепенно покидали художника.

Репин юбыл экцентричным, обидчивым, быстро меняющим свое мнение. Он любил спать с открытыми окнами. Зимой он просыпался весь в инее.

В двадцатые годы вопрос о возвращении на родину автора остро социальных «Бурлаков на Волге» и «Отказа от исповеди» стали решать на государственном уровне. Это был вопрос политический, государственный, вопрос принципа! Чиновники делали все что могли, подключили Корнея Чуковского, хорошо знавшего и любившего Илью Ефимовича.




Репин читает известие о смерти Льва Толстого. Слева - Чуковский. 1910 г.

Репин колебался. «Как бы я хотел теперь услышать хор казаков! Увидеть джигитовку!» - писал художник Чуковскому.

«Хор казаков! Джигитовка! И это - в 83 года!» - удивлялся Корней Иванович.

Через несколько месяцев Чуковский получил письмо от наркома просвещения Луначарского: «Уважаемый Корней Иванович! Хотя у нас с приглашением Репина в Россию ничего не вышло, я на старика ни капельки не сержусь и несколько моих книг с удовольствием пошлю ему. Не удивляйтесь, что он в 83 года хочет видеть джигитовку. В этом году, выслушав по радио мой доклад о семье в Советской России, он прислал мне длинное письмо с увещеванием ввести многоженство, так как по собственному опыту убедился, что это самая рациональная форма брака»...

... предложение Репина ввести многоженство в СССР произвело на советских руководителей неожиданное действие: великого художника оставили в покое и перестали звать на родину.

Было ли это хитрым ходом Репина или просто совпало, история умалчивает...

Увы, Репин в советскую Россию так и не приехал... чем больше его уговаривали и настаивали, тем сильнее он упирался. Так уж устроен русский человек. Скорее всего на решение повлияла не политика, видимо просто считал, что ему уже поздно перезжать. Старики переезды не любят, тем более с любимых мест, где каждое дерево дорого, да и похоронить себя Репин просил недалеко от дома в Пенатах.

В конце жизни врачи запрещали ему работать. Друзья приносили ему тайком карандаши и краски. А когда карандашей не было он рисовал папиросками. Одной рукой, вторая уже не работала. Держать мольберт он не мог.

29 сентября 1930 года Илья Ефимович Репин скончался и был похоронен в усадебном парке недалеко от дома, как он и хотел. Ему было 86 лет.

После его смерти, "гора пришла к Магомету сама". Власти поняли, что перехать в СССР Репин может только вместе с могилой и отодвинула границу с Финляндией подальше... (шутка)... наверное не очень удачная, но так и случилось.




Ныне этот поселок называется Репино.

О Репине и "холодном" сне

Основа фото и инфы (С) Википедлия и  http://www.citywalls.ru

личности, окрестности Петербурга, история, искусство

Previous post Next post
Up