Партикулярная верфь... место которое потерял Петербург

Jan 10, 2015 09:05


В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника...
Анна Ахматова 1959 г.



Современный С-Петербург очень сильно отличается от петровского С-ПетербурхЪа))
В 1722 году, на набережной Фонтанки, напротив Летнего сада, по приказу Петра I была сооружена Партикулярная верфь, которой уже давно нет, да и Летний сад уже совсем не тот...




На верфи строились гражданские маломерные суда на продажу, для городских нужд и не только.
Судов в то время катастрофически не хватало. Сохранение перевозов в качестве основного средства транспортного сообщения требовало большого количества гребных и парусных речных суденышек. Именно в этом одна из главных причин строительства Партикулярной верфи, которое началось в 1716 году.



Гравюра по рисунку М, Махаева. XVIII век.

Само название верфи говорит о том, что она предназначалось для изготовления небольших, как мы сейчас говорим, маломерных судов.

Место было выбрано на берегу Фонтанки, как раз напротив Летнего сада (огорода Петра). Здесь находился в те времена  Запасный дворец, входивший в комплекс царских садов и использовавшийся для хранения пищевых припасов. В апреле канцелярия от строений обратилась к Петру со следующим докладным пунктом: "Запасному дворцу где место отвесть, понеже на том месте, где ныне построен, будет строиться партикулярная верфь".




Интересно, что Петр наложил на этот пункт следующую резолюцию: "Погодить до меня место отводить, а что сломается, то на время куда-нибудь перенесть".



Партикулярная верфь. Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1753.

Петр "повелел довольно таких судов наделать и всем знатным господам безденежно раздать" (и тогда богатым все доставалось бесплатно, на что бедные копили годами).

Суда надлежало беречь и содержать в порядке, "ибо сии суда даны, дабы их употребляли так, как на сухом пути кареты и коляски, а не как навозные телеги". И вот "знатные господа" под страхом строжайшего взыскания выходили по воскресеньям кататься на своих яхтах (это как бесплатное приложение к царскому подарку).


Царская потеха начиналась по сигналу пушки с бастиона Петропавловской крепости. В шести местах города поднимались флаги, заметив их, обладатели яхт спешили к пристани у Троицкой площади.

Отсюда флотилия под предводительством Петра отправлялась на прогулку по Неве или шли в Кронштадт, если у Петра Алексеевича было желание.

Для сухопутных, до смерти боявшихся воды "знатных господ" царские затеи были тяжким испытанием. Не мудрено, что со смертью грозного императора они облегченно вздохнули, и принудительные регаты прекратились сами собой.

ПОСТЕПЕННО ветшали деревянные постройки верфи. В 40-х годах, как пишет один из первых историков Петербурга Богданов, она была «построена вся каменная» - это связано с именем известного русского архитектора Коробова, создавшего в это время новое здание Адмиралтейства.




На своего «старшего брата» была похожа и обновленная Партикулярная верфь: три корпуса верфи были возведены, как и Адмиралтейство, в виде буквк «П».




Центральный двухэтажный с четкими линиями фасадов и четырехскатной крышей венчался шестигранным шпилем с корабликом, что также роднило его с первенцем судостроения в Петербурге. Два одноэтажных здания были пристроены к нему с боков. Несколько ранее Коробов строит церковь св. Пантелеймона, заложенную в память побед при Гангуте и Гренгаме, - она также вошла в ансамбль новой Партикулярной верфи.




Ныне от былого судостроительного комплекса только она и осталась.

Петербург рос, обзаводился мостами и роль малых речных судов в жизни города падает. Поэтому через пятьдесят лет после смерти Петра, засыпали Косой канал от Фонтанки к Неве, снесли и саму Партикулярную верфь.




На ее месте в 1782-1785 годах по проекту Ф. И. Волкова были сооружены амбары для вина и соли. Отсюда возникло название «Соляной городок», которое и поныне удерживается в названии дома 10 по набережной Фонтанки.






Город там был другой и история у этих места уже другие. Это не хорошо и не плохо, просто такая у этих мест судьба.

Император Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты)

Инфа и фото (С) интернет. Первая гравюра (С) Зубов Алексей Федорович

архитектура, каналы, улицы, Санкт-Петербург, история, легенды Питера

Previous post Next post
Up