Петербургские мифы и легенды особенные.
Они, как правило подлинно народные - бытового и житейского свойства. Они слегка прищемленные, "более реальные" и "земные". Таких нет и не было в Античном мире. Например, городские легенды о домашних призраках, подземных ходах и спрятанных кладах, впоследствии ставшие общими для всей европейской городской мифологии, в Древней Греции, как и в Древнем Риме, полностью отсутствовали. В современных достаточно подробных словарях Античности нет ни статей, ни упоминаний, ни даже намеков на эту тему.
Самые знаменитые петербургские легенды - легенды о призраках, подземных ходах, о спрятанных и не найденных кладах. У нас действительно таких много. И о самых знаменитых я еще расскажу ))) А сейчас пойдет речь о призраке императора Петра, который люди стали видеть уже же через полтора года после его смерти.
Призрак Петра явился императрице
Екатерине I в во сне. Почему во сне был именно "призрак", фольклор не уточняет. Это случилось накануне ее кончины. Ей приснилось, что она сидит за столом в окружении придворных. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии. Петр зовет ее к себе, и они вместе уносятся под облака. Оттуда Екатерина видит своих детей, “окруженных толпою, составленною из всех наций, шумно спорящих между собою”. Вскоре императрица действительно умирает, а в стране начинаются споры о наследовании престола.
Следующее появление призрака Петра I связано с установкой памятника ему в городе, основанном им и названном именем его небесного покровителя - святого апостола Петра. Памятник создавался по решению императрицы Екатерины II, которая для этого пригласила в Петербург французского скульптора Этьена Фальконе. Было известно и место установки памятника, определенное архитектором Ю. М. Фельтеном еще во время работ по приведению в порядок набережных левого берега Невы. Для памятника он предусмотрел обширную площадь между западным павильоном Адмиралтейства и зданием старого Сената. Однако городской фольклор дает этому свое объяснение.
Художники любят тему Петра, катающегося ночами по С-Петербургу... и гоняющего припозднившихся блогеров прохожих...
Согласно легендам, как-то вечером наследник престола
Павел Петрович в сопровождении князя Куракина и двух слуг прогуливался вдоль набережной Невы. Вдруг впереди показался незнакомец, завернутый в широкий плащ. Казалось, он поджидал Павла и его спутников и, когда те приблизились, пошел рядом.
Павел вздрогнул и обратился к Куракину: “С нами кто-то идет рядом”. Однако тот никого не видел и пытался в этом убедить цесаревича. Между тем призрак заговорил: “Павел! Бедный Павел! Бедный князь! Я тот, кто принимает в тебе участие”. И пошел впереди путников, как бы ведя их.
Худ. Борис Ольшанский. Павлу Петровичу является призрак Петра Великого.
Император Павел I и реформирование России Затем незнакомец привел их на площадь у Сената и указал место будущему памятнику. “Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь”. Уходя, он приподнял шляпу, и Павел с ужасом разглядел лицо Петра. Павел будто бы рассказал об этой мистической встрече своей матери, императрице Екатерине II, и та приняла решение о месте установки памятника.
Еще раз Павел встретился с призраком своего великого предка уже в стенах торопливо выстроенного Михайловского замка. Сначала он услышал голос Петра, а затем появилась его тень.
Прадед будто бы покинул могилу, чтобы предупредить своего правнука, что “дни его малы и конец их близок”. Как мы знаем, предсказание вскоре исполнилось. Павел Петрович прожил в Михайловском замке всего сорок дней и был злодейски убит заговорщиками в собственной спальне.
Подробнее об этом я писал тут -
Легенды и факты Михайловского замка Памятник Петру I был открыт в 1782 году.
"Медный всадник"... история создания С тех пор подлинный образ императора и его бронзовая копия у берегов Невы, в сознании петербуржцев слились в одно неделимое целое.
По свидетельству одного из современников, во время открытия монумента впечатление было такое, будто “он прямо на глазах собравшихся въехал на поверхность огромного камня”. Одна заезжая иностранка вспоминала, как вдруг увидела “скачущего по крутой скале великана на громадном коне”. “Остановите его!” - в ужасе воскликнула пораженная женщина.
Так и рождались соответствующие легенды...
А Пушкин? Это уже такая классика что даже повторяться нет смысла. Слева рисунок великого поэта. Конь без всадника. Значит Петр на время отошел... и явно не в туалет...)))
Согласно еще одной легенды, в 1812 году, сразу после того, как Наполеон перешел русскую границу и один из своих лучших отрядов направил в сторону Петербурга, некоего майора Батурина стал преследовать один и тот же таинственный сон. Во сне он видел себя на Сенатской площади, рядом с памятником Петру Великому. Вдруг голова Петра поворачивается, всадник съезжает со скалы и по петербургским улицам направляется к Каменному острову, где жил в то время император Александр I.
Бронзовый всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. “Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться!”
Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается звонкое цоканье бронзовых копыт его коня о мостовую. Майор добивается свидания с личным другом императора князем Голицыным и передает ему виденное во сне.
Пораженный его рассказом князь пересказывает сновидение царю, после чего, утверждает легенда, Александр отменяет свое решение о перевозке монумента в Вологодскую губернию, как это было предусмотрено планами по спасению художественных ценностей столицы от вражеского нашествия.
И действительно, даже страшные зимние наводнения город не могли уничтожить...
Статуя Петра остается на месте, и, как это и было обещано во сне майора Батурина, сапог наполеоновского солдата не коснулся петербургской земли. Не удалось это много лет спустя и немцам в 1 мировую и немецким нацистам...
Тема спасения города Петром Великим становится в городском фольклоре сквозной и легенды начинают переплетаться с действительностью.
Во время Великой Отечественной войны памятник Петру не был демонтирован, его оставили на своем месте, укрыв от прямого попадания снарядов и бомб досками и мешками с песком. Говорят, когда после войны памятник освободили от укрытия, на груди Петра оказалась Звезда Героя Советского Союза, нарисованная кем-то мелом...
Если верить современному фольклору, Медный всадник и сегодня нас охраняет и спасает. Согласно одной легенде, во время приближения наводнений статуя Петра оживает, и царь на коне мечется по городу, предупреждая горожан об опасности.
Хотя... лучше бы он не нагнетал паники )))) я бы с ним встретиться не хотел )))
Согласно другой легенды, он поворачивается на своем гранитном пьедестале, как флюгер, указывая направление ветра истории.
Как ни странно, но в нашем городе два конных памятника Петру (второй у Михайловского замка) и тот что у замка на порядок старше "Медного". Первоначально памятник предполагалось поместить на площади перед зданием Двенадцати коллегий (у восточного фасада нынешнего Университета, на Стрелке Васильевского острова).
А ведь на этом памятнике Петр на своей любимой Лизетте. Он скорее всего сам лично видел его, ведь работы по его созданию начались еще при жизни Петра, в 1716году. Но так и не были окончены. Затем дочери Петра императрице Елизавете Петровне статуя не понравилась (кстати, дочери незаконно рожденной, т.е. вне церковного брака) и несколько десятилетий памятник находился в амбаре Литейного двора.
А ведь это первая конная статуя в России! Петр изображен полководцем-триумфатором. Он увенчан лавровым венком символом славы, а между началом работы над статуей, заказанной в 1716 году, и открытием памятника в 1800 году прошло 84 года. Но что-то мы отошли от главной темы поста...
Петр у Михайловского замка слишком спокоен и величав. Возможно поэтому, городские легенды больше любят "Медный всадник".
А еще говорят, что едва на город опускается ночная тьма, как призрак Петра покидает свою могилу в Петропавловском соборе и, “стуча по каменным плитам каблуками своих исполинских ботфортов, и поскрипывая дубинкой, в зеленом преображенском мундире и прострелянной треуголке”, проходит по городу, по-хозяйски осматривая и оценивая все вокруг. И только когда куранты собора начинают отбивать утренние часы, он возвращается в свою могилу...
Петр I или Петр Великий (краткая автобиография и интересные факты) Основа текста - Н. А. Синдаловский. Книги:
"Бродячие сюжеты европейского городского фольклора" и "Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского Зазеркалья." и другие места интернета. Авторов некоторых картин и литографий, к сожалению найти не удалось.