У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка...
И.И. Демьянов
Литейный мост через
реку Неву - самый мистический мост
Санкт-Петербурга.
Еще до основания
Петербурга в этом месте находилась переправа на пути из России в
Швецию. На одном берегу
Невы заканчивалась Новгородская дорога, а на другом начиналась дорога на
Выборг.
В 1786 году здесь был построен второй в городе плашкоутный мост - "Воскресенский".
Затем мост перенесли к
Летнему саду, а на прежнем месте был построен новый наплавной мост, который служил горожанам вплоть до 1849 года.
Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.
Однако, дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили, выбирая место будущего моста, наконец, решили, что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.
Конкурс выиграл проект под девизом "Вестминстер", авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… - интриги... расследования...
Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла - проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, "экономичный" проект "попросили" инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое...
Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.
Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.
Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон.
Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.
1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза - стоимость работ по отвергнутому проекту "Вестминстер"... обычное для России дело... Мост был разводным, но поворотным!
Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.
"Вид на Литейный мост в Петербурге", П. П. Верещагин, 1870-е гг.
Мост изначально был назван Александровским (в честь императора
Александра II). Однако название Александровский при большевиках "не прижилось", и он был переименован в Литейный.
Мост проходит над глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глубокое место не здесь) - глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет - с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты.
С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом.
По другой версии, когда
Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Подробнее о призраках которых здесь часто видели читайте под ссылкой ниже. Даже призрак
Владимира Ильича Ленина здесь бродит...
Призраки и загадки петербургского Литейного моста... Говорят в ходе революции 1917 года толпа убила здесь юнкеров охранявших мост и сбросила их в воду.
Во время блокады нацисты неоднократнео пытались мост разбомбить. И периодическим им это удавалось, но мост быстро восстанавливали.
За мостом стоит "
Большого дома" из которого Сибирь видна. Есть легенда, что в период репрессий, в "Большом доме" (здании НКВД), так много расстреливали людей, что попадавшая в канализацию кровь делала воду у моста красной. Якобы, что бы не пугать мирных граждан, у выхода канализационной трубы рядом с мостом, дежурили катера, разгоняя винтами воду с кровью. Понятное дело, обсуждать эту легенду всерьез не стоит.
В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован. Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место
Танки проверяют прочность пролетов моста.
Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.
Мост лаконичен и изящен.
На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).
"Литейный мост", А. М. Семенов, 1982 год.
Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина - 34 метра. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.
Как разводят "Литейный мост" Петербурга? Репортаж из "брюха моста" Мост после разведения. На фото стоит вертикально три тысячи двести тонн... это самый большой и тяжелый пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.
Проишествия, тайны, интриги, расследования... 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.
В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы "Война". Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив "
Большого дома или дома КГБ" - ныне здания управления ФСБ по
Санкт-Петербургу.
Эти фото мне подарил Дима из Москвы
dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память...
Акция "Х*й в плену у ФСБ!" прошла в ночь на 14 июня 2010 года в
Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.
Понаехало с Москвы
Протестующих с "Войны"
Так протест тот получился,
Что "Литейный" возбудился... (мАё)
Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.
7 апреля 2011 года данная акция была отмечена премией "Инновация" в номинации "Произведение визуального искусства" министерства культуры Российской Федерации)))) не фейк - 400 000 рубликов отвалили.
Даже марки выпустили посвященные этому эпохальному событию (но в Норвегии)))) на фото слева.
На премию народ тут же откликнулся стихами (отрывок из поэмы):
...Я старался, как ребёнок,
Вывел хер - длинной в версту!
Им - четыреста тыщёнок,
Мне - лишь то, что на мосту. (народное)
Нынче у моста развязки и тоннели... имеются широкие спуски к Неве с двух сторон.
Длина современного моста после реконструкций 394 м, ширина моста между перилами 34 м, из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м.
Далее еще фото современного Литейного моста.
Вид с моста зимним вечером.
Вид с Литейного моста
Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга Часть фото и инфы (С) интернет. Основной источник: "Тайны ХХ века, №4, февраль 2010", "Легенды Питера", Вики и pastvu.com