Вспоминаю свою службу в Литве в момент ее отделения от СССР.
Помнится, очень занятно я сдавал технику. Нужно было сдать целый артиллерийский дивизион. Готовили все по высшему разряду. ЗИП (Запасные части, Инструмент и Принадлежности) потребовали собрать и сдать полностью, чего не хватает и что не списано возместить рублем.
Мой пропуск в часть в советские времена.
Я не платил. Собрал командиров орудий и поставил задачу пополнить ЗИП по максимуму. Многое было списано, но заниматься своевременным списанием просто не было времени. То наряд, то учения то что-то там еще. ЗИП расходовался, а бумаги как всегда оставляли на потом. Это вечная беда офицера. Списание топлива, ЗИПа, куча бумаг на патроны, наряды и прочее. Бюрократия была сильна. И если на оружие и боеприпасы воспринималась с пониманием, то уж на прокладочки времени точно не хватало. В результате с ЗИПом были вечные проблемы. Особенно с ЗИП машины СОБа. У нее он был непомерно сложный. Разные прокладочки, винтики и прочая хрень к приборам, которыми она напичкана.
Вот к примеру один листик от ЗИП радиостанции. А там приборов еще около 10.
И понять что это за блок (картинки нет), что за прокладочка у которой одно наименование, и чем отличается монтажная часть ИВ4.075.030 от ИВ4.850.105 не знали даже связисты ))) и я их понимаю, это просто взрыв мозга от ненужной информации нереально.
Мы делали просто. Смотрели перечень ЗИП, выясняли чего нет. А потом брали любую прокладку что находили, писали на бумажке правильный номер, запивали ее в целлофан и укладывали в ЗИП. Если кто какая она должна быть, то заменим... а по номеру все совпадало.
Принимали у нас тщательно. К моим ЗИПам претензий не было. Даже в пример приводили. В результате меня заставили принимать все и у других, а потом сдавать...
Знаете как я поступил с новым ЗИП на Уралы, когда батарее дали новые машины? Я оставил ЗИПы на одну машину во взводе, ящики на остальные машины обернул в целлофан и ночью закопал перед входом в батарейную коптерку на глубину около метра. Раскопать их было нереально, рядом находилось КПП дежурного по парку, а ночью парк охранял часовой. Положи я их в коптерке их бы потихоньку растащили. А так солдаты получили ремонтный комплект ключей и запасных частей и замечательно справились. Когда сдавал батарею, даже не раскапывал их. Так и передал в земле. Весь полк об этом знал ))) но это я отвлекся.
Технику которую я принял эшелоном отправили в Свердловск. Мне предстояло сдать технику за весь дивизион - 18 орудий, четыре комплекса машин управления, тягачи и прочее. Я собрал формуляры (паспорта) на все машины и с документами поехал знакомиться с караулом, который охранял эшелон.
К моему удивлению это был сержант и три солдата срочника. Они были не с нашей части. В их военных билетах (у всех) я написал свой номер телефона в Питере (листочек они потеряют, а военный билет нет). Проинструктировал их, что как только подойдет очередь нашего эшелона они мне сразу же позвонили (мобильников тогда еще не было). Помнится дал им около 50 рублей для звонка. Должно было хватить )))
Я за караул не отвечал. Моей задачей было сдать технику, а их задача охранять ее, пока я технику не сдам. Так что и они были заинтересованы меня вызвать вовремя.
Отправили эшелон, а я поехал домой в Ленинград... можно сказать, во внеочередной отпуск. В Ленинграде я провел почти месяц. Звонка нет... потом прошел еще один месяц. Нет звонка... я уже начал не на шутку волноваться. Взял билет на самолет и полетел в Свердловск.
Там сразу на базу хранения. Как выяснилось мой эшелон еще даже не разгрузили. Планируют разгрузить месяца через полтора. Нашел его с большим трудом. Солдаты заросшие, как партизаны. Один в теплушке, остальные на помысле - еду добывают. Паек давно закончился, питаться негде. Копают на огородах картошку, капусту, иногда питаются в местной солдаткой столовой (если удается проскочить). Дал им немного денег и пошел к начальнику базы, просить пропустить эшелон вне очереди.
К начальнику попал не сразу. Пришлось подождать. Принял он меня сухо. Обещания давал легко, но исполнять явно не собирался. Не до меня им было. Проверка какая-то и прочее. Я взял в строевой части бумагу что они обязуются меня вызвать телеграммой после разгрузки эшелона.
Формуляры на технику, акты примера-передачи и все сопроводительные документы оставил у себя. Почему бы не съездить в небольшой отпуск снова? Решил ехать в часть, а то уже по солдатам соскучился)))
Зря надеялся вернуться. Никакой телеграммы так и не пришло. Эшелон попросту разгрузили и все. Формуляры и бумажки так и остались в Литве и потом сгорели перед передачей зданий, вместе с кучей других бумаг. Как выяснилось позже, на базе была какая-то заварушка с техникой прибывшей из Афганистана. Ее разгрузили, люки были заварены. Но их вскрыли, там куча разных магнитофонов, оружия и прочего полезного для жизни в СССР. Все это украли, а когда приехали офицеры для сдачи, им сказали что их технику уже приняли и что в ней ничего лишнего не было.
Понятное дело, это афганцам не понравилось, начались разборки с местными прапорщиками, все вышло на КГБ. Начальника базы отстранили, завели кучу разных уголовных дел. Не до нашего эшелона им было...
Некоторые фото (С) интернет.
Читать другие мемуары об армии