Хочу рассказать про Cвеаборг - шведскую крепость расположенную на нескольких островах.
Когда-то она была ключом к Хельсинки и к всей Финляндии... а сама Финляндия была шведской провинцией. Именно шведы строили крепость и вложили в нее большие деньги, надеясь на ее неприступность. Это место с неоднозначной судьбой. Крепость которая так и не оправдала возложенных на нее надежд. Туристу до крепости можно добраться только на пароме. Она находится на островах и имеет более 6 км крепостных стен и укреплений.
Крепость и колоритная и мощная. Это видно сразу.
Стену местами чудовищной толщины...
Её строительство началось в 1748 году. Вместо намеченных 4-х лет оно длилось 40 и так и не было закончено в том виде, в каком задумал ее создатель Августин Еренсвард. При шведах крепость называлась Sveaborg - т.е. шведская крепость. Финны же называли ее Виапори (Viapori), а когда ушли русские и Финляндия обрела полную самостийность - Суоменлинна, что означает Финская крепость... )))))
Строительством руководил Августин Эренсвэрд - архитектор, кораблестроитель, морской и артиллерийский офицер. В его жизни были только две страсти - Свеаборг и женщины флот. Человек был фанатично предан своему делу.
Если средств на строительство не хватало, мог отдать свое жалование и даже срезать серебряные знаки различия. Августин был здесь планировщиком, архитектором, распорядителем, наемщиком и управдомом; а помимо того, каждый год убеждал Стокгольм не перекрывать финансирование самой масштабной стройки в стране (первые восемнадцать лет строительства обошлись короне в 90 бочек золота).
За пыл и трудолюбие граф Эренсвэрд получил чин маршала. Он умер в 1774 году и был похоронен в крепости, так и не увидев свое детище завершенным...
Выше на фото его могила...
Катакомбы тут капитальные, но о них позже.
Увы, хорошего фотоаппарата с собой не было )))
Тут было все. И запасы продовольствия для длительных осад и сухой док для ремонта кораблей и защищенные от бомбардировок казармы.
Ворота у крепости хитрые, двойные. Если открыты одни, обязательно закрываются вторые и наоборот. Тем самым создается невозможным внезапная атака противника и большая пропускная способность, даже если противник сам их откроет.
Под мостами ров...
Не смотря на все самое современное на то время в строительстве, 4 мая 1808 года русские войска осадили крепость и он была взята. Как ни удивительно, но случилось это после непродолжительной осады, несмотря на явное превосходство шведов в артиллерии (1000 орудий против русских 40)!!! Из 8 тыс. гарнизона погибло ВСЕГО 5 человек.
КАК ПРИ ВЗЯТИИ КРЕПОСТИ РУССКАЯ СМЕКАЛКА СРАБОТАЛА
Доподлинно не известно почему именно сдалась крепость, но существует версия, что во время зимней осады, жены шведских офицеров истосковавшись по мужьям понабрались наглости и попросились у русских съездить к мужьям на побывку... русские их пропустили и даже дали транспорт и охрану. Жены ездили в крепость всю зиму, а наши постоянно твердили им, что сопротивление бесполезно, что весной придет русская эскадра и многие в крепости погибнут от штурма и обстрелов... к чему лишние жертвы?
Наши предлагали шведкам уговорить мужей сдаться. Взамен обещали свободу передвижения, а их мужьям продолжение службы в крепости, но уже русскому императору, с возможным повышением в окладе...
Весной комендант крепости пригласил русского военачальника и сообщил ему, что если русская эскадра подойдет к крепости быстрее шведской, он сдаст крепость.
,
Если верить гугглу, это и есть русская эскадра, а гугглу я верю даже больше чем Веллеру)))
Итак, весной пришла русская эскадра, а шведы запоздали... и крепость сдалась без единого выстрела. Так шведские женщины лишили Швецию провинции, но сохранили своих мужей. Огромные средства потраченные на строительство крепости были потрачены зря...
Многие с гарнизона крепости остались жить в Хельсинки, некоторые вернулись в Швецию.
Комендант крепости адмирал Кронштедт попал под трибунал по обвинению в измене, а его родственники в Швеции принуждены были менять свои фамилии...
Шведский трибунал приговорил коменданта к смертной казни, но русский император отменил это решение и его не ослушались и отпустили Кронштедта на волю... такое вот было почтение к русскому императору )))))
В 1809 году Финляндия стала частью Российской Империи (Фридрихсгамский мир).
ЕЩЕ ОДИН СЛУЧАЙ КОГДА РУССКИМ СМЕКАЛКА ПОМОГЛА
6 августа 1855 года под стенами крепости появилась англо-французская эскадра. Шла Крымская война и союзники, воевавшие против Российской империи решили, выражаясь современным языком, растащить группировку противника. 9 августа начался обстрел. Устаревшие крепостные орудия не могли причинить союзному флоту ощутимого вреда. Дальнобойных орудий просто не было. Обстрел продолжался три дня. Были большие потери среди гарнизона и разрушения в крепости.
Существует легенда счастливого спасения крепости. В ходе осады русские провели инвентаризацию пороха и вооружения и нашли на складе старые дальнобойные шведские пушки. Они выкатили три штуки на стену, убойно зарядили и вечером выстрелили в сторону неприятельской эскадры. Этими выстрелами они потопили один корабль и ещё один серьезно повредили. Англичане и французы решили, что к русским пришло подкрепление и появилась дальнобойная артиллерия. Дальнейшая осада стала опасна. Ночью англичане и французы подняли якоря и ушли в море - осада была снята.
После крымской войны в крепости была проведена реконструкция, построены новые укрепления и арт.позиции, установлены более современные орудия.
На территории крепости имеется церковь. Построили ей наши, а её ограда их шведских орудий очень напоминает ограду у Спасо-Преображенского собора в Питере... церковь уникальна, ночью она играет роль маяка.
Русские казармы... они были построены нашими солдатами после захвата крепости.
1906 год - восстание гарнизона Свеаборга. Повод - арест комендантом крепости минной роты в полном составе. В июле, в части Балтийской эскадры, стоявшей в Ревеле, началось сильное брожение. В целях предупреждения десанта матросов на острова Свеаборгской крепости комендант отдал приказ поставить мины у входа в Свеаборгский рейд. За неподчинение приказу минеры были окружены пехотой, обезоружены и посажены под арест. Артиллеристы (3 роты) решили освободить товарищей.
Последовавшая кровавая схватка артиллеристов с двумя ротами 1 Свеаборгского крепостного батальона послужила началом этого знаменитого восстания. Восстание было подавлено силами Свеаборгского крепостного полка и кораблей Балтфлота.
Есть в крепости и разветвленная система подземных ходов. Каменные стены потрясно сохранились и сегодня. Только там жутко темно и встречаются лужи... причем достаточно глубокие... к счастью хоть не заминировано )))) я попытался там побродить и вышел с мокрыми ногами ))) но зато снял несколько переходов ))) По ним можно и прогуляться... и даже заблудиться ))))
Не очень приятно там ходить )))
В I мировоую войну Свеаборг входил в состав флангово-шхерной позиции Крепости Петра Великого и использовался как база минного флота.
Крепость Свеаборг и близлежащие острова стали частью “морской крепости имени Петра Великого”, которая должна была защищать Санкт-Петербург.
Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) здесь был концлагерь для финских красногвардейцев, из которых много умерло от голода и болезней. С этого времени крепость называется Суоменлина (Финская крепость) и служит военноморской базой финского государства.
Во время Зимней войны крепость несколько раз бомбила советская авиация, впрочем, без особого успеха...
Ныне Свеаборг - культурный и музейный центр, много артистов и художников живут постоянно на островах, есть летний театр, Северный Институт современного искусства, много музеев, причем весьма интересных.
В крепости находится самый старый сухой док в Европе - корабли на этой верфи строят с середины XVII века (до 24 кораблей одновременно). Уникальность Свеаборга в том, что гигантский форт предназначался и для флота, и для пехоты. Бастионы и укрепления могли вместить 1 300 пушек, а гавань была в состоянии принимать крупные корабли.
В Свеаборге, в семье морского врача в 1811 году родился Виссарион Белинский.
На юге Сусисаари плавно переходит в остров Кустаанмиекка (Kustaanmiekka, то есть Королевский Меч). На стыке двух островов в бывшем пороховом складе размещается экспозиция береговой артиллерии. К ней прилагается любопытный экспонат - единственная финская подлодка Vesikko. Финское правительство купило ее в Германии в конце 1930-х годов. Во Вторую мировую Vesikko для начала торпедировала советское торговое судно, но тут случилась блокада Ленинграда, советский флот был отрезан от моря и субмарина осталась без работы. После окончания войны союзники запретили Финляндии иметь подлодки, и все субмарины флотилии были распроданы, кроме Vesikko, которую передали военному музею и по частям перевезли в Свеаборг.
В перестройку у одинокой подлодки появилась подружка - бывший зять президента Мауно Койвисто купил в Лиепае списанную субмарину К-77 без ядерного реактора, установил ее в гавани Хиеталахти и открыл на борту ресторан. Через четыре года истек срок аренды, и гастролерша отправилась во Флориду, где ее безуспешно пытались продать с аукциона eBay, пока К-77 не заприметила кинокомпания, запускавшая в производство блокбастер "К-19" с Харрисоном Фордом. Подружка стала кинозвездой, а Vesikko так и остался скучать на Свеаборге... (с)
Есть тут и музей современного искусства и игрушек... организовано все отлично. Ниже музей современного искусства...
У пристани пивной ресторан... после такого искусства... выпить всегда хочется... )))))))))))))
Я писал что до крепости можно добраться лишь на пароме, это не так. Есть тоннель, но он открыт только для служб спасения и скорой помощи, которая добирается при необходимости до самой дальней точки всего за 10 минут. На острове в крепости живут люди. И говорят весьма богатые. Этакая финская рублевка... )))))
В принципе, по крепости можно гулять целый день. Виды с борта парома на крепость (фото 2018 года)...
Теперь коротко о музеях. Музей Суоменлинна
Постоянная экспозиция рассказывает об истории создания крепости, жизни гарнизона и мирных жителей. В залах можно взять текст на русском языке. Каждые полчаса демонстрируется фильм, для прослушивания которого в наушниках можно выбрать финский, шведский, английский, немецкий, русский или японский языки.
Часы работы: с 10 до 18 летом (2.5-30.9.2009); с 10 до 16 в зимний период (1.10.2009-30.4.2010).
Билет: 5 евро; для студентов, пенсионеров и групп более 10 человек - 4 евро; дети до 17 лет - бесплатно. По карте Helsinki Card вход бесплатный. Справки: +358 (9) 4050-9691
Музей Эренсверда
Музей находится в доме, где жил основатель крепости - Август Эренсверд. В музее представлены предметы быта, оружие, модели кораблей и живописные полотна.
Часы работы: с 10 до 17 летом (4.5-31.8.2009); с 11 до 16 (1-30.9); с 11 до 16 в субботу и воскресенье в зимний период (1.10.2009-30.4.2010).
Билет: 3 евро; для детей 7-17 лет - 1 евро. По карте Helsinki Card вход бесплатный. Справки: +358 (9) 684-1850
Музей игрушек
В музее выставлена коллекция игрушек XIX-XX вв. В музее есть небольшое кафе, рассчитанное на маленьких посетителей.
Часы работы: с 10 до 17 летом (30.5-18.6 и 10-30.8.2009); с 10 до 18 с 22.6 по 9.8.2009; с 11 до 17 только в субботу и воскресенье с 5.9-27.9.2009. В другое время музей открыт только по предварительному заказу для групп.
Билет: 5 евро; для детей 7-17 лет и пенсионеров - 3 евро, семейный билет (2 взрослых и 2 ребенка) - 15 евро. Группам более 20 человек скидка 10%. Справки: +358 040-5006607
Военный музей в манеже
В музее рассказывается об истории вооружения Финляндии.
Часы работы: с 11 до 18 с 12.5-31.8.2009.
Билет: 4 евро; для детей 7-17 лет - 2 евро. По карте Helsinki Card вход бесплатный. Справки: +358 (9) 1814-5296
Таможенный музей
Музей дает представление об истории таможенных органов, рассказывает о методах обнаружения контрабанды и повседневной работе таможенников.
Часы работы: с 12:30 до 17:30 с 21.5-31.8.2009. Выходной - понедельник.
Вход бесплатный. Справки: +358 020-492-2394
Подводная лодка Vesikko.
Часы работы: с 11 до 18 с 12.5-31.8.2009.
Билет: 4 евро; для детей 7-17 лет - 2 евро. По карте Helsinki Card вход бесплатный. Справки: +358 (9) 1814-6238
Координаты GPS: +60° 8' 42.41", +24° 59' 16.09"
Заказ экскурсий: тел. +358 (9) 684-1850
Сайт:
http://www.suomenlinna.fi/Расписание паромов
http://aikataulut.reittiopas.fi/linjat/en/hLautta_Kauppatori.html
Не опаздывайте на паром. Если матрос стал снимать трап, он его снимет даже перед самым вашим носом, выдернув из под ног... четко по времени отправления. Принципиально не будет ждать ни секунды. Это у них такая фишка - развлечение... и придется сидеть в кафе пока не придет следующий паром...
Хельсинки ● История, достопримечательности и не только... Некоторая инфа (С) интернет и у экскурсовода... большиснтво фото сделаны мной в 2007 году