В 1941 году советские танкисты на среднем танке устроили рейд по оккупированному немцами Минску.
Это случилось 3 июля 1941 года. Шёл 12-й день войны. Минск уже почти неделю был оккупирован немцами, а танки Гудериана уже переходили Березину в 90 километрах восточнее города.
В этот день в Минск со стороны Бреста въехал одинокий танк Т-28. Немцы поначалу не обратили на него внимания, посчитав его трофейной машиной. В те дни немцы теряли огромное количество бронетанковой техники, и чтобы восполнить потери, ставили на вооружение трофейные советские танки, брошенные экипажами из-за отсутствия горючего...
Но этот Т-28 не был брошен. Его механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько остался с машиной, повреждённой во время бомбёжки, и сумел её отремонтировать. Однако при этом танк безнадёжно отстал от отступающих войск, а весь остальной экипаж уехал на проезжавшем мимо грузовике с бегущей пехотой.
Старший сержант Малько с женой Раисой за несколько дней до начала войны
Малько был опытным танкистом. Великая отечественная была уже пятой его войной. До этого он воевал в Испании, участвовал в боях на Халхин-Голе, Освободительном походе и Зимней войне.
И вот, когда танк уже был отремонтирован, к месту его расположения вышли майор-танкист Васечкин и несколько курсантов артиллерийского училища: Дмитрий Педан, Александр Рачицкий и Фёдор Наумов.
Один из этих курсантов Николай Педан и предложил прорываться к своим через уже занятый немцами Минск и устроить немцам по пути небольшой гевольт.
Пополнив боезапас на брошенном складе, сформировавшийся экипаж направился в Минск. Первой жертвой танкистов стал немецкий велосипедист, которого буквально вмяли в асфальт.
Затем танк проехал по улице Ворошилова (с 1990 года - Арлоўская, то есть, Орловская, но не в честь города Орла, а в память о партизане Кирилле Орловском) до местного ликероводочного завода.
Там, увидев большую группу немцев, занимающихся погрузкой в грузовики готовой продукции завода, танкисты расстреляли солдат из пулемёта и раздавили танками грузовик.
Оккупированный Минск. Памятник Ленину у дома правительства БССР сброшен с постамента.
В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов, которую танкисты уничтожили её огнём и гусеницами.
Проезжая по улице Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат, а при повороте на улицу Пролетарскую танкисты неожиданно обнаружили, что она города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, танкисты нанесли немцам существенный урон.
Схема рейда Т-28 по оккупированному Минску
В конце Пролетарской танку впервые было оказано сопротивление - по нему выстрелили из противотанковой 37-миллиметровой пушке. Снаряд не смог пробить броню с дополнительными экранами, а второго выстрела пушка сделать не успела - расчет был расстрелян из пулемётов, а пушка раздавлена гусеницами.
Раздавленные танком орудия выглядят так...
Лишь в районе Кальварийского кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Танк загорелся, а вскоре сдетонировал его боезапас. Майор Васечкин, выбравшись из танка, отстреливался из пистолета, прикрывая отход остальных, но был убит.
Механик-водитель Малько сумел скрыться во дворах частных домов и через три недели, прибившись к группе отставших бойцов во главе со сбытым накануне лётчиком, вышел к нашим у города Рославль Смоленской области.
Рачицкий был убит. Педан попал в плен, Ещё один курсант - Фёдор Наумов был укрыт местными жителями, а потом ушёл к партизанам.
Дмитрий Малько прослужил в танковых войсках всю войну. 16 раз он горел в танке, но оставался жив. Ровно три года спустя, 3 июля 1944 года он уже в звании старшего лейтенанта оказался в освобождённом Минске. На месте того боя он увидел остов своего Т-28, который немцы за три года так и не удосужились убрать с улицы.
На фото тот самый Т-28. Он простоял у комаровской развилки до дня освобождения Минска.
Рассказу Малько о марше по Минску и бое никто тогда не поверил. Лишь в 1966 году, когда факт боя подтвердили местные жители и Николай Педан, Дмитрию Ивановичу Малько вручили орден Отечественной войны I степени.
Дмитрий Иванович Малько в послевоенные годы.
Т-28: Боевая масса - 25.4 т. Экипаж - 6 чел. Бронирование - 10-30 мм. Вооружение: 1×76,2-мм КТ-28, 4×7,62-мм пулемёта ДТ. Мощность двигателя - 500 л.с. Скорость по шоссе - 42 км/ч. Тираж - 503 шт.
Основа инфы и фото (С) "Военное дело" и др. интернет
Другие посты о Великой Отечественной войне и подвиге советских солдат