Стоит комод, на комоде - бегемот...
Пост про многострадальный памятник
Александр III в Санкт-Петербурге.
23 мая 1909г. на
Знаменской площади (ныне Площадь Восстания) был открыт памятник "Императору Александру III Державному основателю Великого Сибирского пути".
Монумент посвящался не императору лично, а "Державному основателю Великого Сибирского пути", то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при
Александре III.
Заказчиками памятника являлись император
Николай II и члены царской семьи, отдавшие предпочтение проекту итальянского скульптора П. П. Трубецкого, работавшего в России в 1897-1906 годах.
Модель скульптуры выполнялась в
Санкт-Петербурге. Ее поставили для определения наилучшего расположения памятника... оригинальный авангард такой )))
Посла открытия памятник вызвал кучу эмоций. Одни возмущалась что он порочит честь царствующего дома. Другие восхищались, словно смелой сатирой. Либерасня того времени так и развалила страну.
Часовой у памятник Александру III (Рота Дворцовых Гренадер).Фото 1909 г. Народ сложил о памятнике знаменитую частушку-загадку:
"Стоит комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте шапочка,
какого дурака это папочка?"
Но были и более жесткие:
"Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа." Эпиграмма А. Рославлева
Особенно доставалось лошади: "Хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы... Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы... Конь, очевидно, не понимает Всадника... предполагая в нем «злой умысел» всадить его в яму, уронить в пропасть... С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно. Так все это и остановилось, уперлось..."
Памятник действительно яркий пример того, как можно и государственные деньги в карман положить и прикрыть искусством русофобию.
Монумент вызывал ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника "обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу".
Не все знают, но после Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало".
"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья."
Памятник
Александру III перед
Московским вокзалом простоял недолго. Когда по
Невскому проспекту проложили трамвайные пути, его убрали с площади.
Затем, вследствие несомненной художественной ценности, памятник передали в фонд Русского музея. Во время блокады служители музея попытались спрятать памятник от войны, зарыв его в землю.
Но комод вкупе с бегемотом и обормотом были так тяжелы, что от этой идеи пришлось отказаться. Александра с конем засыпали песком, обшили досками, а сверху заложили бревнами. И что же? Злополучный памятник оказался самым несчастливым в городе. Он единственный в Ленинграде получил прямое попадание артиллерийского снаряда. И... ничего страшного... выдержали и комод и бегемот и обормот - выдержали. Вот она - великая сила искусства!
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия... так он там и стоит, гордый, но незаслуженно забытый... пора уже ему найти какой-то сквер или площадь в городе, а то ставят разное дерьмо современное, а такой шикарный памятник с историей на задворках прозябает.
Верните памятник городу!
Инфа и старые фото (С) интернет