Когда-то америкосы решили подкосить нашу экономику...
и пустили дезу, что начали разработку ракеты, перемещающейся под землей в шахтах, которую невозможно засечь (в какой именно шахте она находится) и поэтому уничтожить.
Они думали русские начнут подобный проект, станут рыть землю, тратить деньги и ресурсы, дабы повторить за ними этот идиотизм. Но увы. Наши просто создали подобный наземный комплекс на ж/д платформе 15П961 «Молодец», внешне имитирующий обычный вагон, каких миллионы на дорогах. Как говорится, - за идею спасибо. 1 поезд = 900 хиросим...
Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года. В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов-поездов "Скальпель". В каждом поезде было по три ракеты. На постоянном боевом дежурстве, по России где-то курсировали 5 БЖРК и наводили страх на окружающих. Дальность полёта аж 10100км. Лакомый кусочек для террористов, поэтому и охранялся соответствующим образом и секретность маршрутов была высокая.
Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные - офицеры и прапорщики.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.
ТТХ:
Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером 126 т. Дальность стрельбы 10100 км, длина ракеты 23,0 м, длина пускового контейнера 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Крышка вагона открывалась и ракета вставала... возбуждая тех кому она предназначалась.
Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.
Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. Нужно отметить также высокую подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).
Наземный комплекс на ж/д платформе 15П961 «Молодец», внешне имитирующий обычный вагон.
Необычна и конструкция ракеты. Поскольку ее необходимо было "вбить" в жестко заданные габариты вагона-носителя, компоновка просчитывалась буквально до миллиметра. И все равно, чтобы вписаться в габариты, пришлось «сократиться» на головной обтекатель, который стал в итоге "надувным", - он меняет геометрию уже после выхода ракеты из контейнера. Необычен маневр отклонения ракеты в момент запуска маршевого двигателя первой ступени (за что "Молодца" иногда называют еще "танцующей ракетой").
Американцы замысел и реализацию оценили и добились его уничтожения по программам разоружения. Советский БЖРК был снят с вооружения в 2005 году в связи с положениями договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанного в январе 1993 года президентами США и РФ Джорджем Бушем и Борисом Ельциным.
Стоит такая красавица в Питере в музее в бывшем Варшавском вокзале. Но теперь прошло время многое пересматривать. Ведь наши договора выполняли, а американцы нет. Новый договор СНВ-3 не запрещает создание новых ракетных комплексов, в том числе и БЖРК. И пришло время вернуть новое, как забытое усовершенствованное старое.
И вот пришла новость - межконтинентальную баллистическую ракету типа "Ярс" на новом российском боевом железнодорожном комплексе (БЖРК) планируется замаскировать в вагоне-рефрижераторе. Это сообщил журналистам командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Он напомнил, что вагон советского БЖРК существенно отличался от вагона-рефрижератора, под который маскировали комплекс.
"Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства", - пояснил командующий.
Но на сегодняшний день имеются возможности маскировки комплекса под существующий вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра, указал генерал.
"То есть она (ракета) спокойно ложится в обычный железнодорожный рефрижераторный вагон, количество осей вагона не нужно увеличивать, нагрузка на ось - допустимая, и есть возможность движения по любому маршруту", - заключил командующий.
Молодец вернется! Вооруженная «Молодцами» Костромская дивизия БЖРК на обозримую перспективу остается в боевом составе войск.
Click to view
Комплекс можно посмотреть в
Главном железнодорожном музее России (общий обзорный пост) (С) РИА Новости, Википедия.