Петербургский дом Вавельбергов или "Денежкино плаццо"

Sep 22, 2013 18:20


И с пролета передней площадки
Гранитный дом Вавельберга
Мне сверкнул озерами стекол
Зеркальных с переливами такими,
Как на глади озер Женевских,
Когда в их холоде зыбком
Радуга изогнется.
Николай Оцуп Осень (1920).


Этот дом один из самых мрачных на Невском, но при этом он все равно чертовски красив.
Его история началась в 1802 г., когда на этом участке были построены два дома для художников братьев Семена и Сергея Берниковых. Дома были выполнены в классическом стиле. Часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби.




Ресторан знаменит тем, что именно в нем начали готовить первый в городе бифштекс. Он оказался удивительно вкусным, и новое блюдо стало очень популярно в Петербурге.




Там был чайный магазинчик, мастерская портного Конрада Руча, который ввел в моду плащ-альмавиву, быстро ставшим популярным среди жителей северной столицы - его носил даже А.С. Пушкин. Кстати, Н. В. Гоголь тоже одевался у этого портного. Именно о Руче он и писал в своем произведении Записки сумасшедшего, оставив след о его имени в русской литературе.




В начале XX в. оба участка приобрел купец М. И. Вавельберг.




В 1911-1912 гг. арх. М. М. Перетяткович возвел новое здание, в котором разместился Санкт-Петербургский Торговый банк. Банк был основан в 1848 г. в Варшаве - банкирский дом "Г. Вавельберг".




Постройка банкирского дома стала для Перетятковича самым заметным событием в его карьере. Здание было построено всего за двенадцать месяцев - с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанс. После этого ему было присвоено звание академика архитектуры, а здание банка было включено в число памятников архитектуры, охраняемых государством.




Мрачноватое здание, облицованное серым гранитом, выполнено в формах итальянского Возрождения - двухъярусная аркада, ложная арка. Фасады декорированы скульптурой, созданной Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. В 1917 г. Банкирский дом назывался уже "Петроградским Торговым банком", во главе которого стоял, конечно же, банкир, купец первой гильдии - М.И. Вавельберг.




Дом сравнивали с венецианским "Палаццо дожей", постройками в Болонье и Падуе. Существует интервью архитектора (1912 год), объясняющее замысел автора: "Я имел в виду не специально Палаццо дожей, но вообще готический стиль, тот, который встречается в Северной Италии - в Болонье и во Флоренции. Верхняя часть дома выстроена в характере раннего Возрождения. Вообще я не задавался целью дать буквальную копию Палаццо дожей. Я ничего не делал бессознательно"




Под все здание положена монолитная железобетонная плита. Фасады банка были облицованы темно-серым сердобольским гранитом. Все было по высшему разряду.




В отличие от светлых, красочных домов солнечной Италии, здание выглядит тяжелым, массивным, подчеркнуто монументальным. На всю высоту фасадов здание покрыто рустованными плитами. Из этого же гранита выполнены рустованные колонны нижнего этажа, пилястры, наличники окон, барельефы, картуши, скульптурная группа из доспехов и др. Здесь есть стилизованные человеческие и звериные головы, черепа баранов, растения, воинская арматура. Все они высечены из того же сердобольского гранита.




Операционный зал - с колоннами и пилястрами ионического ордера, облицованными желтым искусственным мрамором с богатым резным кессонированным плафоном. В деловых помещениях отсутствовало художественное оформление.


    


За сходство с дворцами венецианских дожей Банкирский дом Вавельберга получил в народе название "Денежкино палаццо".




Фронтон со стороны Малой Морской улицы был украшен инициалами купца 1-й гильдии М. И. Вавельберга.


  


Когда строительство здания завершалось, банкир приехал с очередной инспекцией. Все осмотрел, нареканий не было. Но тут на входных дверях в банк он увидел таблички: "Толкать от себя". Вавельберг возмутился  работу не принял.




Он заставил строителей переделать двери и  таблички на "Тянуть к себе"!  "Тянуть к себе" - принцип Вавельбергов!...










Кроме банка, здесь находились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, а также железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово".




В 1913 г., уже после открытия "денежного палаццо" на Невском, М.И.Вавельберг создал ещё одну банковскую структуру - Варшавский Западный банк. Таким образом, он являлся председателем правлений двух банков, членом нескольких акционерных и страховых обществ, и - крупным благотворителем, оказывавшим помощь еврейской и польской диаспорам Петербурга. Один из самых крупных банков Российской империи - "Торговый банк" должен был вызывать доверие и уважение...




Говорят сейфы были сделаны так хитро, что демонтировать их не смогли до сих пор и используют по прямому назначению или как шкафы.




После революции М.И. Вавельберг уехал на историческую родину, теперь уже в независимую Польшу, состоял в масонских ложах и содействовал открытию русской ложи в Варшаве, а в середине 1920-х Вавельберг переехал в Париж.







В 1908-1910 гг. здесь находилась редакция журнала "Сатирикон", который возглавлял А. Т. Аверченко.

Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатках уютных
Расцветал «Сатирикон».

За окном пестрели барки
С белоствольными дровами,
А напротив двор Апраксин
Впился охрой в небосклон.

В низких комнатках уютных
Было шумно и привольно...
Сумасбродные рисунки
Разлеглись по всем столам...
(С) Саша Чёрный

Во время Великой Отечественной войны здесь находилась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 г. в результате синтеза витамина В1 был получен препарат для лечения тяжело раненных защитников города.

А затем в здании были расположены центральные кассы Аэрофлота. И его так и называли "Дом Аэрофлота".




Во времена СССР, в  1950-х годах в этом здании был открыт магазин "Берёзка", торговавший импортными товарами.




"Березка" оставила о себе память в городском фольклоре: «Мальчик на Невском доллар нашел, поднял его и в «Березку» пошел. Долго папаша ходил в Комитет: доллар вернули, а мальчика - нет».







В начала 2000-х в здании начался ремонт. Ныне здесь один из лучших отелей Санкт-Петербурга - Wawelberg. Пять звезд +.

















     


В отеле 79 номеров, 27 из которых люксы. Общая площадь номеров больше, чем в других пятизвездочных отелях Петербурга, а качество оформления и техническое оснащение делает номера в Wawelberg самыми лучшими на данный момент в городе.




В отеле Wawelberg интерьеры есть и старинные и современные. Двухкомнатные Исторические Люксы с видом на Невский проспект или Малую Морскую улицу украшены дубовым резным камином, художественным паркетом и другими интерьерными деталями.




Современный отель Wawelberg оформлен в соответствии с тенденциями и запросами XXI века. Все сделано основательно и дорого. Мрамор на стенах в ванной комнате, венецианская штукатурка и монограммы отеля - то на прикроватных лампах, то на подставке для багажа.




Центр искусств "Вавельберг-холл" (это то самое помещение касс Аэрофлота) откроется премьерой музыкально-драматического шоу «Третья карта».




В доме работает ресторан "Атрио" под руководством шеф-повара Андрея Серегина .







На крыше появится еще один авторский ресторан с отдельным входом с Невского и видовой бар на крыше отеля с невероятной панорамой на петербургский Золотой треугольник.




Вид на Невский проспект




Вечером дом Вавельбергов еще прекраснее!













Дом стоит у метро Адмиралтейская. На выходе слева.


    


Адрес: Малая морская ул. дом1. Дом считается "мрачным символом" Невского простекта, но по мне один из красивейших и стильных в нашем городе.




На мой взгляд, именно он отражает дух Петербурга - суровый, мощный, мрачный и одетый в серый гранит.




Некоторые фото и инфа (С) с разных мест интернета. Фото интерьеров номера (С) https://news.myseldon.com/ru/

архитектура, Санкт-Петербург, история, легенды Питера

Previous post Next post
Up