В Дом Мурузи был запрятан
Стихотворный агрегат,
Побухаешь с ним на пару,
Бац - и ты лауреат!
(С)
expertlight Дом был построен в 1874-1877 гг. по проекту архитектора А. К. Серебрякова
для «миллионера и византийского князя» А. Д. Мурузи (1807-1880) в мавританском стиле. Восточные мотивы в это время были модны в живописи, музыке, литературе и архитектуре. Дом сразу привлек к себе внимание, о нем говорили и писали...
Князь Александр Мурузи -внук правителя Молдавии и сын турецкого дипломата. Отец Александра Дмитриевича был посажен в Стамбуле на кол, и вдова с семейством переехала в Петербург. До строительства этого дома здесь располагалось просторное деревянное строение, принадлежавшее сенатору Николаю Резанову, который, овдовев, отправился в кругосветное путешествие (описанное в известном произведении "Юнона и Авось").
В 1848-50 годах домом Резанова владел князь Кочубей. Князь Мурузи владел домом очень недолго: строительство было разорительным, князь умер в 1780-м, а его вдова продала дом.
Интерьеры дома выполнены под стиль рококо, лепка с позолотой, скульптура, живописные плафоны, штоф на стенах. В доме был зимний сад, фонтан, водяное отопление, электричество, водопровод.
Парадные лестницы украшали ковры, зеркала, стенные часы. Внизу, у подъезда, дежурил швейцар. В доме было 57 квартир и 7 магазинов. Весь второй этаж занимала квартира хозяина дома, состоявшая из 26 комнат.
В этом доме, построенном "под роскошную турецкую баню", жили не только Мережковский и Гиппиус. Здесь жил Николай Лесков, сюда приходили Блок и Есенин, Брюсов и Белый. Именно в этом доме произошли события, легшие в основу "Гранатового браслета" Куприна.
Гиппиус и Мережковский.
Георгий Чулков вспоминал, что их квартира стала «своего рода психологическим магнитом, куда тянулись философствующие лирики и лирические философы.
В 1919 году здесь размещалась только что организованная студия издательства "Всемирная литература" - в поисках помещения сюда случайно забрели Корней Чуковский и Александр Тихонов и, поднимаясь по лестнице, увидели, как из-под одной незапертой двери низвергался водопад.
Квартиру, оставленную организацией эсеров, захватили беспризорники. Застигнутые облавой, убегая, они включили в ванной и на кухне краны - по залитой водой квартире плавали тысячи эсеровских брошюр и листовок. Чуковский снял башмаки, закатал брюки и выключил воду. "А не сгодится ли эта квартира для студии?" - спросил Тихонов, оглядевшись.
И уже через несколько дней полы были высушены, надписи стерты, а эсеровские агитки просохли - и оказалось, что ими можно отлично топить небольшой, но очень симпатичный камин.
Здесь слушали лекции Слонимский, Лунц и Зощенко, а вели занятия Лозинский, Шкловский и Гумилев, обучая студийцев искусству художественного перевода. В квартире был маленький концертный зал c эстрадой и металлической мебелью.
В первый же день занятий одна студийка восхищенно заметила, ощупывая стул: "Да он весь из серебра! " Гумилев ей тут же ответил тоном знатока: "Ошибаетесь, не из серебра, а из золота. И посеребрен. Для скромности. Под стать нам. Ведь мы тоже из золота. Только для скромности снаружи высеребрены..."
А в 1955 году в этот дом, в "полторы комнаты", переехал 15-летний Иосиф Бродский.
В этом доме в разное время жил писатель Н.С. Лесков, поэты Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, здесь жил И.А. Бродский. В гостях у них бывали А.А. Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый и другие...
Да, сходства нет меж нынешним и тем,
кто внес сюда шкафы и стол, и думал,
что больше не покинет этих стен;
но должен был уйти, ушел и умер.
Ничем уж их нельзя соединить:
чертой лица, характером, надломом.
Но между ними существует нить,
обычно именуемая домом...
Иосиф Бродский
К 75-летию Иосифа Бродского в Петербурге покажут музей поэта «Полторы комнаты». Он создается на протяжение более 10 лет в той коммуналке, в которой Бродский жил вплоть до своего отъезда из СССР в 1972 году.
Инициативная группа выкупила четыре из пяти комнат квартиры; именно в них и будет воссоздана обстановка, в которой жил будущий Нобелевский лауреат. Пока открытие «Полутора комнат» временное, но уже скоро планируется сделать экспозицию постоянно доступной для посетителей.
Свое название музей получил по одноименному эссе Бродского, в котором он вспоминает свою жизнь в Петербурге.
(C)
http://www.gazeta.ru/
Меж Пестеля и Маяковской
стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
и Гиппиус прожили в нем
два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже
живет герой, и время вертит
свой циферблат в его душе.
Когда в Москве в петлицу воткнут
и в площадей неловкий толк
на полстолетия изогнут
Лубянки каменный цветок,
а Петербург средины века,
адмиралтейскому кусту
послав привет, с Дзержинской съехал
почти к Литейному мосту,
и по Гороховой троллейбус
не привезет уже к судьбе.
Литейный, бежевая крепость,
подъезд четвертый КГБ.
Иосиф Бродский. Из "Петербургского романа" (поэмы в трех частях), 1961, Ленинград
Инфа и картинки с фото (С) family-history.ru и др. места интернета