Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж

Jan 19, 2016 23:46




Продолжаю прогулку по Михайловскому замку.
Теперь предлагаю пройтись по второму этажу замка и посмотреть его, без разрезанных фотоаппаратом тел посетителей )) кстати, в замке теперь уже можно фотографировать, но без вспышки.




План бесплатно выдают на входе. Но теперь уже по второму этажу можно ходить по кругу (часть помещений не обозначено) и карта слегка устарела, поэтому к ней выдают черно-белое уточнение, это лучше чем ничего.




Начну с первого что встречает всех посетителей - парадной лестницы. На карте она между помещениями 210 и 201. Ее украшают колонны из серого сибирского мрамора.

О лестнице я подробно писал когда описывал первый этаж, но без нее и на втором никак не обойтись (даже не попадешь). Ниже вид со второго этажа.




По этой лестнице можно было попасть в проходной аванзал, где находились исторические полотна В.К. Шебуева и Г.И. Угрюмова и в казармы Лейб-гвардии. К сожалению, точно установить какими были интерьеры при Павле теперь уже невозможно.







Светильники наверное уже новодельные.




Дверь в "проходной зал", откуда можно было попасть в Тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом.

Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.




На втором этаже распологались и покои императрицы, рядом с Рафаэлевской галереей, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.

Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним - анфилада парадных апартаментов.

Начну осмотр повернув направо. Сейчас здесь располагается экспозиция "Лица России".




При Павле тут были казармы Лейб - гвардии. Очень удобно, рядом с лестницей, которую они и должны были охранять.




Портрет графа В.А. Зубова 1796г. Это младший из трех братьев Зубовых, который начал службу в Преображенском полку. За сообщение о взятии Бендер получил чин полковника и был пожалован во флигель-адьютанта. Участвовал в штурме Измаила, в боях в Польше, Персидском походе. Павел его уволил в отставку.




По иронии судьбы, теперь он висит тут, хотя был участником заговора против Павла...










Здесь и аристократы и военные и купцы и мещане и крестьяне и художники... совершенно случайно поставил их не на первое место )))







Освещение слабое, но зато не билкует и не мешает осматривать картины.







Сами знаете кто...







Киров, Ворошилов и его стрелки...




Много и современных фотографий... бродский, Ростропович, Собчак и Ирина Зеленая. Многие с папиросками во рту, что не соответствует современным законам, поэтому их не фотографирую - я законопослушный гражданин)))




... иду дальше... зал Антиков и галерея Рафаэля.




Н.С. Пименов. Торжество христианства, или Несвержение идолов. 1854г. Христианин, конечно, с мечом и щитом.
Это модель неосуществленной группы для Благовещенского моста.




Зал Антиков императрицы Марии Федоровны. При Павле этот зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.А. Гудона.

Убранство павловских времен зал Антик не сохранил. Раньше стены зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.




Миропамазание (крещение) Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига, будущей жены Александра I (будущего императора), великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.




На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг. По сути, картина демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I. Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов




На втором этаже располагались и покои императрицы, рядом с Рафаэлевской галереей, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.







Следующий зал - галерея Рафаэля или Готлисывый покой. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Их подарил французский король Людовик XVI. Гобелены выткали на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время гобелены находятся в  Эрмитаже, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.




Галерея Рафаэля.




Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича.




Петр I  и Екатерина I




Портреты царей, императоров и императриц дома Романовых.




После убийства Павла его сыл оставил Михайловский замок. Некоторое время в заме проживали чиновники, а сам замок растасквивали на нужны других зданий. Демонтироввали убранство ворот, снимали мрамор, вывозили мебель.




Позже здание передали Инженерному училищу. Сохранять интерьеры никто не стремился и их переделывали под учебное заведение с проживанием учащихся.







Портретная галерея семьи Романовых.



















Маковский Владимир - Портрет императрицы Марии Фёдоровны.




Последний император России Николай II.




Совершенно случайно во время последней реставрации тут были обнаружены замазанные подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера. Это почти чудо, но их удалось восстановить.




Сюжет центрального плафона - Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона - «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность» (выше на фото).




А. Н. Малевинский. Архитектор Бренна, строитель Михайловского замка, который держит в руках план замка.




На оборотной сторне картины (в центре) можно прочитать подпись мастера. Все это было открыто совсем недавно.




Так вот ты какая... манна небесная...










После  убийства Павла, художника который расписывал потолки привезли ночью во дворец что бы "раскрасить" Павла перед показом его дворцовой общественности. Говорят после этой ночи он постарел на 30 лет...




Но пора идти дальше...




Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны.




Это парадные апартаменты императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 - 1801 годах.




Стены Тронного зала были затянуты малиновым бархатом. Трон императрицы стоял у восточной стены на возвышении, под балдахином. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз.




Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями.












Лестница на 1 этаж.




Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне - Государственный Эрмитаж), давшая название залу.



Теперь здесь начинается выставка "Сага о Романовых".




Вид из окна.










Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.




В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа.







Посмертная маска Петра.




"Петр на смертном одре".




Подробно о выставке я уже писал - Выставка "Сага о Романовых"




Оружие и трость (возможно Петра).




Мраморная галерея. Именно тут развернулась выставка, которая "украла" сам зал (перегородив его), но подарила нам шедевры искусства. Так выглядел до выставки, фото (С)



Мраморный или Георгиевский зал один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.













Софья.













Портрет царевен Анны Петровны (старшей дочери Петра)  и Елизаветы Петровны (младшей дочери Петра, будущей императрицы). 1717г.




Камины "Георгиевского зала" из сибирского порфира, над которыми располагаются огромные зеркала в резных золоченых рамах.

По сторонам от каминов на полуколоннах из цветного мрамора раньше размещались вазы из оникса - "восточного алебастра". В художественном убранстве помещения были широко использованы порфировые вазы, различные бронзовые украшения и резная золоченая мебель, обитая пунцовым бархатом.




Камины в замке шикарные. А в оформлении камина мной замечен юноша очень похожий на молодого Петра )))




В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.

Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 - 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года была уничтожена.







Замок наполнен различными узкими переходами... заблудиться тут сложно, но можно )))




В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.

Знаменитый мистический  портрет императора Павла I. Он шевелится...




Говорят  призрак убитого  императора Павла до сих пор ходит ночами по коридорам замка.  Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом... даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.

Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете - старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни.




Существут поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... уходит только когда увидит 47-го, душу которого в этот день забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И о спальне императора пост будет позже.

Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет. А в противном случае возможны неприятности.




Бывший большой столовый зал. В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления.

В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками.



Вид в окно.




По второму этажу можно сделать полный круг и так и ходить по экспозиции кругами...




Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.




Спальня  жены Павла I Марии Феодоровны.




До перехода в православие ее звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Принцесса Вюртембергского дома. Она была второй супругой российского императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I.




Стены отделаны мрамором и огромными зеркалами в золотых мимишных рамах с завиточками и цветуечками. На вид спальня достаточно холодная, хоть и роскошная, особенно по сравнению со спальней императороа, которая была отделана деревом..







Тут медальоны, миниатюры... то что носили у самого сердца.













Переходы и Двуликий Янус.




В этих небольших будуарных помещениях жены Павел любил спрятавшись от всех читать книги.




Сейчас здесь находятся картинные залы "Петербургского общества эпохи Романовых".










Проходы местами, как и положено в замке очень узкие.







Выставка фарфоровых статуэток.







Смотр войск на Марсовом поле.







Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.




Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, так что их знаки повсюду.




Со спальней Павла все сложно. Помещения, как такового уже не существует, хотя есть потайная лестница в спальню. Император Александр II дал распоряжение переделать спальню в церковь. Алтарная часть была на месте кровати.

При советской власти все опять кардинально перестроили со сносом стен и строительством новых и на месте алтарной части церкви был коридор. Сейчас спальню пытаются воссоздать. Кровать стояла как раз в том месте где сейчас батарея и электрический щит на левом фото ниже. Как видите,  даже на фото видны некие "сущности" летающие в этом месте.




Частично сохранился лишь Притвор (пристройка перед входом в храм) и немного его "родная" отделка (видно во время виртуальной прогулки ссылка ниже). Это не сама церковь, а только место перед входом. На панелях были вывешены имена геройски погибших воспитанников училища.




Виртуальная прогулка по спальне Палла I

Существут поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих... уходит только когда увидит 47-го, душу которого в этот день забирает с собой... впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. Дабы не навлечь на себя гнев привидения, нужно опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет. А в противном случае возможны неприятности.




Прощаюсь с Павлом на портрете работы С. Щукина... и желаю ему спокойной ночи. И он смотрит на меня и мне показалось, что он одобрительно качает головой... вот что крест животворящий делает значит целый день в фотоаппарат пялиться...



Все уже накрыли, убрали, пора уходить... )))










Виртуальная прогулка по Михайловскому замку




Замок сдается под охрану... МЧС...




На этом все. В замке еще идет реставрация помещений. Напишу со сременем и о спальне Павла. Туда водят отдельные экскурсии по записи, но по сути, там мало что можно посмотреть. Кровать на которой умер Павел и ту его жена вывезла в Павловск, где она благополучно затерялась. Но ее я вам все равно покажу )))




Несколько фото (С) интернет.




Надеюсь прогулка по замку понравилось. Другие посты о Михайловском замке ниже

Михайловский замок. История и трагическая судьба
История строительства замка и его фасады
Легенды и мистика Михайловского замка
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Выставка "Сага о Романовых"

Санкт-Петербург, музеи, искусство

Previous post Next post
Up