Большой театр стоял в Петербурге на нынешней Театральной площади.
Тогда ее называли Карусельной. У театра, построенного еще аж в 1784 году архитектором Тома де Томоном, была непростая судьба - он неоднократно горел и много раз перестраивался. Самый сокрушительный пожар случился в ночь на 1 января 1811 года и почти полностью уничтожил все здание. "Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены - все один партер", - докладывал прибывшему на пожар императору Александр Николаевич Нарышкин... но театр "выжил"...
Великий архитектор Тома де Томон не успел восстановить свое детище. Он стал калекой и умер. Сгоревшее здание восстановил через семь лет французский архитектор Антон Модюи.
Отстроенный практически заново Большой театр открылся 3 февраля 1818 года. В процессе перестройки общий план здания сохранили, но при этом существенно изменили его пропорции и детали, что лишило театр прежней классической строгости и величия. Тяжеловесность новых форм Большого театра послужила поводом для заядлых петербургских театралов называть теперь его «комодом».
Зрительный зал реконструированного театра стал более вместительным. В нем теперь насчитывалось пять ярусов, и он поражал не своей прежней классической красотой, а массивной броской позолотой архитектурных фрагментов театральных помещений.
Новый голубой цвет шелковой и бархатной обивки кресел заменил прежние теплые малиновые тона. В первые годы эксплуатации театрального помещения зрителей постоянно раздражала недоработка зодчих, допустивших существенную ошибку в конструкции купола здания, дававшего на спектаклях «почти бесконечное эхо».
В дальнейшем, самыми яркими зрелищами в нем стали не только пожары. Здесь ставил балеты знаменитый хореограф Дидло, поражала драматическим дарованием Семенова, гастролировала великолепная французская актриса Жорж (слева на картине).
"Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И предприимчивый Княжнин... "
Жалованье и авторам, и актерам выплачивалось нерегулярно. Все в Петербурге знали анекдот про танцора Дембровского, который каждый день ходил к управляющему просить жалованье, и получал неизменный ответ: "Зайдите завтра". В один прекрасный день он заглянул в контору и уже с порога спросил: "Прикажете завтра прийти?"
Особенно актеры боялись директора петербургских театров Майкова. Однажды он чуть не погубил великого трагика Каратыгина за то, что тот позволил себе в его присутствии в театральном зале прислониться к столу.
Каратыгина отправили в Петропавловскую крепость и собирались отдать в солдаты, и только заступничество графа Милорадовича, тогдашнего губернатора, спасло участь артиста.
А иногда доставалось и зрителям. Один иностранец неосторожно вздумал шикать актрисе Ежовой, пользовавшейся покровительством театрального заправилы князя Шаховского, и был в двадцать четыре часа выслан из Петербурга.
В 1835 году бесконечное эхо на спектаклях настолько утомило и зрителей и артистов, что театр подверся еще одной капитальной перестройке, благодаря которой этот архитектурный брак ликвидировали.
Согласно отчету дирекции Императорских театров за 1836 год, следует, что «от прежнего здания остались одни только стены, все остальное сделано вновь». Темп перестроечных работ для того времени оказался довольно высоким - реконструкция театра продолжалась всего семь месяцев.
В процессе капитальной перестройки Большого театра по собственному оригинальному проекту архитектор А. К. Кавос все усилия направил на то, чтобы создать технически усовершенствованный театр. Зрительному залу зодчий придал форму, более выгодную для обозрения сцены, увеличил число лож и кресел. Убрав колонны, Кавос значительно улучшил не только облик сцены, но и повысил акустику в зрительном зале. Для повышения степени резонанса плафон над залом опустили на 2 метра. Ярусы украсили золоченой резьбой. Мебель для театра изготовила мастерская Гамбса (тот самый с 12 стульев))). На сцене впервые установили металлический противопожарный занавес, а над ним укрепили большой резервуар, доверху наполненный водой...
Увы, но в 1891 году Большого театра в Петербурге не стало. Он не погиб от пожара, здание просто снова капитально перестроили и отдали Петербургской консерватории.
Теперь тут есть "Большой зал" и "Малый зал"... и акустика просто изумительная.
А место главного театра Санкт-Петербурга, с трудом делят Мариинка, Александринка, БКЗ Октябрьский и т.п. )))
(С) интернет