...или как перестать беспокоиться и начать просто снимать дикую природу
Таких буратин, которые либо не попали в пруд к Тортиле, либо не сумели обольстить старую черепаху, либо упустили Золотой Ключик в странствиях по Стране Дураков, проиграв соревнование Карабасу, Дуремару или Базилио с Алисой, оч-чень много. Судя по моей френдленте, которая больше чем наполовину состоит из фотографов-анималистов. Я почти неделю не заглядывал в ЖЖ, а тут в связи с подведением итогов финального отбора на конкурс «Золотая Черепаха» количество рассуждений о конкурсе и вообще о фотосъемке дикой природы, целях и задачах того и другого, всяческих самокопаний, сожалений и дискуссий оказалось столько, что захлестнуло и меня, увы...
Я не выдержал и написал несколько комментариев в журналах френдов
lev_leshii ,
alen4ik_a и
glav_ryba , а теперь вот взял все это и решил выложить отдельным постом с некоторыми добавлениями на тему «Золотая Черепаха и я».
«Два ледокола». Финальный снимок «Золотой Черепахи-2006», получивший приз от журнала «В мире животных»
Когда-то давно, в начале 2000-х гг., ко мне обратился некий Александр Мясков с сайта FloorAnimal. Это была переписка по поводу представления моих фотографий на вышеупомянутом сайте. По-моему, переписка ничем не закончилась, но в 2006 году я вдруг получил приглашение принять участие в первом российском фотоконкурсе дикой природы «Золотая Черепаха». Кто такой Александр Мясков, большинству моих френдов объяснять не надо. Для тех, кто не следит за конкурсом, поясню, что это организатор и владелец бренда.
Я решил, что России такой конкурс очень нужен и поддержал. На первый конкурс лучшие (с моей точки зрения) снимки не отсылал, но в финал прошло аж пять. Это был самый зачин, хороших фотографий присылали мало. Тогда все снимки в течение года до финальной выставки показывали на «черепаховом» сайте, народ в форуме их обсуждал, и это понравилось мне больше, чем собственно финальное действо. Получил я даже своего «слона» в виде специального приза от журнала «В мире животных» за снимок «Два ледокола» (это который вверху).
Правда, одну работу после печати организаторы решили не выставлять и подарили мне вместе с рамкой прямо перед открытием выставки))) То ли резкости не хватало, то ли еще какие-то причины были... Скорей всего, я был не одинок, потому что во втором конкурсе появился полуфинал. Прошло туда 2 моих работы, но до финала они не добрались. Результаты третьего конкурса: в полуфинале - 2 или 3, в финале - 0. И уже тогда, в 2008 году, я задумался, а имеет ли смысл мое дальнейшее участие в нем? Форума уже не было, и самое интересное для меня - мнение народа о тех или иных снимках - оставалось тайной за семью печатями. Отправить полуфинальные TIFF-ы с Чукотки при здешней скорости и цене Интернета было задачей, требующей большого напряжения сил и времени (дважды я просто отсылал CD с оказией).
«Берингово море с высоты птичьего полета». Финальный снимок «Золотой череахи-2006», который не попал на выставку
И самое главное, конкурс явно уходил в сторону от того, что интересно лично мне. Тут отсутствовала даже оценка тебя как фотографа. Это было нечто совсем иное, скорее, поиск тренда и формата в фотоискусстве, связанном с природой. Я же при съемке хочу, в первую очередь, получить иллюстрации к будущему тексту. Когда я снимаю, то уже думаю о том, что я буду про это писать. Я даже планирую съемку заранее, исходя из того, что именно мне не хватает для иллюстрации какой-нибудь главы из задуманной книги. Мне интересны эмоциональные портреты зверей с мимикой. Хотя бы потому, что очень давно прочитал где-то, что у белых медведей лицевая мимика неразвита, и я хочу это опровергнуть. Мне интересны социальные взаимоотношения зверей, их поведение, повадки, взаимодействия с другими видами и предметами. И малоинтересны звери в пейзаже, хотя это и красиво, и как я понял из некоторых рассуждений (например,
avs_lt ), является доминирующим при конкурсных отборах. Несколько таких снимков, конечно, украсят задуманный текст и проиллюстрируют ландшафт, в котором проходит жизнь того или иного вида, но не более того. Мне почти безразличны цветовые оттенки, освещение, фон и даже резкость, если в кадре происходит какое-то редко кем виденное событие из жизни зверей...
Итак, я предположил, что вектор фотосъемки животных, заданный конкурсом, и вектор, которым следую я, расходятся в бесконечности. Для проверки этого в 2008 году я послал в номинацию «Фоторассказ» цикл снимков, запечатлевший удачную охоту белого медведя на моржонка. Серия была сделана еще в 1990 году на пленку ORWOCOLOR «Зенитом», у которого плохо закрывалась задняя крышка и подсвечивала щель. В серии масса изъянов, но это ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ снимки с таким сюжетом. Эти снимки вкупе с наблюдениями в свое время перевернули представление о взаимоотношениях этих арктических гигантов. До этого биологи считали, что белые медведи вообще на моржей не нападают или только в исключительных случаях))) Сейчас уже кое-что снято на видео, но подобных фотографий до сих пор не снял ни один великий фотохудожник. Как и ожидалось, цикл не прошел даже в полуфинал.
Фоторассказ «Хищник в Арктике»
1. Атака
2. Жертва
3. Мое!
4. Мародер
И тут я решил, что моей поддержки и моего участия конкурсу «Золотая черепаха» уже не требуется. Наверное, поначалу участие крепких середнячков (которые и составляют, на самом деле, основу современной фотоанималистики) помогало конкурсу встать на ноги. Но он быстро стал соревнованием художников, а не фотографов. Конечно, мои снимки не отвечают каким-то критериям конкурса. Но это не делает их автоматически полным дерьмом. Я успокоился и продолжил снимать так, как хочу, а не строить из себя большого художника))) Тем более, что в Союз фотохудожников России я был принят задолго до «Черепахи» и даже до начала цифровой эры))) А в те былинные времена съемка дикой природы была совсем иным предметом... Так что амбиции давно удовлетворены, что еще я хочу от этого конкурса? Да ничего...
Дорогие френды-фотоанималисты! Бог с ними, конкурсами))) Снимайте на здоровье! Показывайте в сети, публикуйте в журналах, рассказывайте о том, как снимок сделан, что за звери и птицы, какие чудесные уголки природы посетили... Вот вполне самодостаточный и весомый вклад любителя-фотографа в дело охраны природы, экологического просвещения и т.п. Мне думается, что интересный рассказ, проиллюстрированный снимками (пусть и не самыми выдающимися), куда важнее для познания и эко-воспитания, чем шедевр фотоискусства. Чем разглядывать красивые фотоальбомы, я с куда большим удовольствием читаю книги Гудолл и Гржимека, проиллюстрированные снимками, которые даже в полуфинал "Черепахи" никогда бы не попали (хотя Гуго Ван-Лавик-Гудолл и работал на National Geographic))). Но эти снимки авторские, изображают именно те места, то время, те пейзажи, животных и события, о которых пишут сами авторы. И это делает их ценнее любого финалиста любого конкурса!)))
Я, кстати, не являюсь противником конкурсов, и даже не исключаю, что когда-нибудь снова приму участие в «Золотой Черепахе» или каком-нибудь ином фотоконкурсе. Просто, чтобы не расслабляться. Есть несколько фоток в загашнике))) А если вам, друзья, удалось сделать какой-то чудесный снимок, и вы хотите проверить его конкурсом, то и посылайте, если есть время и желание. Только не переживайте, что его отсеяли на какой-то стадии и не занимайтесь творческим самокопанием! Любите природу, а не себя - художника - на ее фоне!
Надеюсь, кому-то мой пост поможет...