Обучение детей чтению (часть первая)

Feb 02, 2014 00:03



Я убеждён, что при определённом терпении можно научить ребёнка уверенно читать на русском языке в три года.
Это достаточно просто, передать другому человеку то, что умеешь делать сам. «Как я буду его учить, вдруг я его неправильно научу» - это пустая отговорка.
А зачем всё это? А какой в этом толк?
Мне было где-то пять лет, когда мама предложила научить меня читать. Я сразу согласился. Тем более, что я уже и так знал, как читать и писать! Слово «мама» мог написать легко - надо дважды написать букву «ма»: ММ - получается «мама». А мама сказала, что между буквами «ма» зачем-то надо ставить ещё и буквы «а». Я мгновенно охладел и передумал учиться. Все мои занятия по искоренению безграмотности прошли в пелене из слёз. Поэтому ничего не помню. Однако в первом классе я прекрасно прочувствовал свою подготовленность. У меня была значительная фора перед другими детьми. Думаю, эта задранная планка с самого начала школы помогла мне проучиться все десять лет в хорошистах и иметь аттестат без троек. Кстати, он мне ещё пригодится, когда придёт пора подать пример детям:). Мой отец хранил последние страницы своих школьных дневников класса этак до 6-го. И там были круглые пятёрки!

Начинаем.
Я учил сына читать без букварей. В магазинах я перелопатил кучу книжек, все они мне не понравились. А старый советский букварь мы раздобыли, когда сын уже умел читать.
Буквы можно запоминать с тех пор, как ребёнок может их запоминать. То есть когда начинает сносно говорить. У нас это было в три года. Очень хорошо помогают цветные азбуки, карточки. Просто знакомим с буквами, рассказываем, какие слова на неё начинаются, постепенно запоминаем. Один нюанс: старайтесь давать ребёнку звук, который даёт буква, а не алфавитное название. Например, буква «Б» даёт звук «б», а не «бэ». Буква «М» даёт «м», а не «эм». Очень тяжело объяснить потом, что слово «мама» не надо читать «эм-а-эм-а». А алфавитное название легко выучить и после.
Выучили буквы. Складываем в слоги. Мне посчастливилось купить в книжном магазине очень удобные карточки со слогами: «РА» с изображением радуги, «ША» - шаровары, «СИ» - сито. Терпеливо объяснял, как гласная и согласная соединяются вместе и звучат, и какие слова могут на эти слоги начинаться. Потом аккуратно складываем из карточек слова и читаем: «ША»-«РО»-«ВА»-«РЫ», «РЫ»-«БА», «БА»-«ЛЕ»-«РИ»-«НА».
Дальше разными игровыми способами, чтоб заинтересовать, увлечь медленно, но верно движемся к цели. Научились писать имя.
Магнитными буквами выкладываю слова, прошу прочесть. Писал в тетрадку слова и маленькие предложения. Крупными в 1 сантиметр, печатными буквами: «Папа», «Мама», «Бабушка», «Дедушка», «Мама мыла раму», «Москва столица нашей Родины», «Мы ходили в зоопарк», «На столе лежит книга» и так далее. Извели целую тетрадку в 48 листов. Буквы непременно печатные. Чуть только начертание менялось, ребёнок знакомые буквы не узнавал.
Очень помогла маркерная доска. Крупно, ярко, в полный рост.
Такими методами не спеша и без фанатизма, где-то за три месяца дошли до уверенного прочтения слов и коротких фраз.

И это был только первый этап. Дальше надо научиться читать продолжительные тексты, и (самое главное) понимать их! Здесь много подводных камней, которые тоже очень интересно пройти. Но об этом поговорим в следующий раз. До новых встреч!

Вторая часть здесь.

Сын, Обучаем, Наши методы

Previous post Next post
Up