Обучение детей чтению (часть вторая)

Feb 18, 2014 10:00

Начало здесь


Итак, к четырём годам мы научились читать слова и даже короткие фразы.
Но даже рассказик из трёх предложений нам был уже не по зубам. Сын не складывал прочтённые слова в единую картину. Смысл текста оставался непонятым. Но чтение и письмо для того и были придуманы, чтоб сохранять и передавать информацию. Значит, там и лежит наша цель - понимать прочитанное.

Что же мы делали? Подогревали интерес к чтению.
Замечательно идут игры: «Поле чудес», «Квадрат слов» («Балда»), «Эрудит». Наверное, мы миллион раз повторили: «Чем больше ты читаешь, тем больше выигрываешь».
Перенабивание стихов в компьютер. Папа уходит на тренировку, сыну даётся задание вбить в текстовый редактор четверостишие, например, из Агнии Барто. Что интересно: пока читать плохо умел, перебивал без ошибок. Как научился читать, стал набирать «из головы», появились и ошибки.
Сын любит придумывать рифмы, называть слова с какой-нибудь буквой, играть в города. Никогда не отказываем, играем вместе. Надо, кстати, с ним сыграть в буриме.
Беготня по карточкам. Я прячу где-нибудь в квартире игрушку и готовлю карточки с наводками. Выдаю первую карточку «Под стулом». А под стулом его ждёт следующая карточка. Так в 10-12 шагов и добирается до спрятанной игрушки.

Почему он в 5 лет не помнит и не понимает, что прочитал? Думаю, от возраста. Просто отвлекается, переключается. Но, например, условия математических задач нормально так усваивает. Читает задание и одновременно продумывает ответ. Покуда не хватает у него усидчивости (в 5 лет) прочесть и понять текст подлиннее, даю ему задачки по математике, например: У Маши было 4 куклы и 5 матрёшек. Несколько игрушек она подарила подруге, а у неё осталось 6 игрушек. Сколько игрушек она подарила подруге?
Даю таких задач штук по 15 за раз. Текст в них простой, существительные, да глаголы. Понять всё до конца ему просто необходимо, иначе невозможно будет решить. Ковыряется, сидит. Очень забавно так: читает, думает немножко и радостно выдаёт: «Три!!!»
Кстати, проверяем, что он нарешает, сверяем с ответами. Это нужно не только для того, чтоб он научился считать правильно, но и для того, чтоб он за каждым решением, за каждым действием чувствовал контроль, ответственность, и что дело его не впустую. Если кого-то смущает, так сказать, тоталитарный контроль и прочее, так не волнуйтесь, я не об этом. Можете предложить ему ставить его решения на полях, а потом сравнить с верными ответами.
Ну и подсовываю текстики подлиннее. Постепенно привыкает.
Мало только таких текстов, хоть сам садись и сказки детям пиши:)

Подходящая литература.
Список авторов и книжек с короткими, но ёмкими рассказами. Всё просто и понятно. Все слова уже есть в словарном запасе ребёнка.
А.Барто
К.Чуковский
С.Маршак
Н.Носов
Л.Толстой (детям)
Рассказы о Ленине разных авторов
Учебные пособия и хрестоматии для начальной школы.
Современных авторов проверяйте. Очень много видал я книжек детских стихов, где автор знает рифмы только отглагольные, а заодно рифмами считает такие созвучия, как «упрямый» и «камень».
Басни Крылова, к сожалению, для пятилеток не подходят - очень много редких слов. Басни будут очень хороши потом, когда ребёнок научится сносно читать.

Постепенно приходит понимание. Возникает интерес к чтению. Кому же интересно перебирать буквы просто так? Куда приятней читать из слов интересные истории, сказки, стихи. Обязательно наводящими вопросами узнаю у ребёнка, что он понял из прочтённого. Ведь цель чтения - получение информации, а не демонстрация усердия перед родителями. Этак можно повисеть по полминутки над каждой страничкой и за день как бы прочитать с десяток книжек.
И уверенности нет у него. Читает текст, горюет, что ничего не понял. Задаёшь наводящие вопросы: кто в сказке был? Что делал? Что потом случилось? Отвечает.
Вот, к 5,5 годам сын научился прочитывать произведения размером со страницу, всё понимать, пересказывать. К шести целые главы из Урфина Джюса. На подготовительных курсах в школе задают читать каждый день. Вот мы и читаем. С вытьём, с рёвом: «Не хочу-у-у-у!!! Если ребёнок не хочет, то не надо делать, что он не хочет!!!» Тут уж ничего не поделаешь. Это не папина блажь, это официальное задание из школы.
Неожиданно, возвращаясь из Сочи, где мы отдыхали, в том числе и от школьных заданий, сын изрёк: «А мне уже нравится читать про Урфина Джюса!» Конечно! Есть успех - есть заинтересованность.
Толкнул сыну пламенную речь о великом культурном наследии русских писателей. Если ты русский, значит, обязан прочесть и знать наши великие произведения. Как папочка:)

Сын, Книги, Обучаем, Наши методы, Школа

Previous post Next post
Up