Эрнст Кассирер (1874-1945) Философия символических форм т. 3. Феноменология познания Берлин (1929)

Dec 19, 2019 21:17


Часть II Проблема репрезентации и строение мира созерцания

Глава 3

Пространство



Современная психология все чаще оставляла надежду «поймать» сознание в той точке, где совершается решающий переход от непространственного ощущения «в себе» к пространственному восприятию. Она задается вопросом не о возникновении пространственности как таковой, но о различении определенных фаз, акцентуаций и членений самой пространственности. Вопрос здесь ставится не об обретении качества пространственности чем-то изначально непространственным, но о том пути, о тех посредниках, с чьей помощью чистая пространственность переходит в «пространство», а прагматическое пространство переходит в систематическое. Ведь существует еще один интервал, отделяющий первичное переживание пространства от оформленного пространства как условия созерцания предметов, а за ним еще один, отделяющий это созерцательно-предметное пространство от пространства математических меры и порядка.

На данной ступени исследования мы еще совершенно отвлекаемся от последней фазы пространства, как структуры математически «определенного» и математически «сконструированного» пространства. Пока мы берем здесь пространство в качестве «формы» эмпирического созерцания и эмпирического предметного мира.



«Видение» какого-нибудь образа поэтому всегда включает в себя его оценку: мы видим его не так, как он нам непосредственно дан, но помещаем его в контекст целостного пространственного опыта, за счет чего он и получает характерный для него смысл. Совсем не случайно, но наделено симптоматическим и систематическим значением то, что для прояснения этого базисного отношения Джеймс непроизвольно прибегает к сравнению с языком. «Отбор отдельных "нормальных" явлений из всей массы нашего зрительного опыта, - замечает Джеймс, - с психологической точки зрения есть феномен, параллельный словесному мышлению и служащий тем же целям. В обоих случаях на место многообразных и неопределенных содержаний мы ставим немногочисленные и определенные термины. Поскольку способы явления каждой действительной вещи многообразны, тогда как вещь сама по себе одна, то мы, поставив вторую на место первых, приходим к такому же умственному облегчению, как в случае замены представлений с их изменчивыми и текучими свойствами на определенное и неизменное имя». Благодаря этому процессу отдельные пространственные ценности обретают для нас своеобразную «прозрачность». Подобно тому как сквозь случайные цвета освещения мы видим «постоянные» цвета предмета, так и в многообразии зримых образов, возникающих при движении объекта со всей им присущей особенностью и изменчивостью, мы угадываем «постоянную форму» объекта. Мы имеем дело не с простыми «впечатлениями», но с «представлениями», которые из «аффектов» становятся «символами».

Что там Владимир Михайлович Бехтерев только что про принцип экономии писал? «В самом деле, все наши рефлексы - как низшие, так и сочетательные или высшие - суть не что иное, как акты приспособления, а следовательно акты, рассчитанные на возможную экономию в наших соотношениях с окружающим миром». Не здесь ли зачатие символа?



Каждая частная геометрия является, по Клейну, теорией инвариантов, значимой в отношении к определенным группам трансформаций. Но именно это показывает нам, что концепция различных «геометрий» и образование понятия пространства, лежащего в фундаменте всех них, являются лишь продолжением процесса, им предшествовавшего и бывшего их прообразом при формировании эмпирического пространства, пространства нашего чувственного опыта.



примечание

«Пространство» слепых, как показывает самоанализ ослепших, также оказывается не столько пространством представления, сколько динамическим «пространством поведения», полем определенных действий и движений (см. Ahlmann W. Zur Analysis des optischen Vorstellungslebens. Ein Beitrag zur Blindenpsychologie // Archiv fur die gesamte Psychologic Bd. 46, 1924, S. 193 ff; Wittman J. Uber Raum, Zeut und Wirklichkeit // Ibid., Bd. 47, 1924, S. 428 ff.

Пространство, Бехтерев, Кассирер

Previous post Next post
Up