Брестская крепость-герой.
Все активные ссылки открываются в новом окне.
Я - второе послевоенное поколение, сказками и колыбельными на ночь для меня были в том числе
песни военных лет и рассказы дедушки о войне. Военные фильмы смотрели всей семьёй, а в школьную программу и в списки для внеклассного чтения обязательно входили произведения на эту тему. Походы по музеям, поездки в Хатынь и другие подобные места, встречи с ветеранами, шествие 9 мая на местный Курган Славы - это даже не обсуждалось, к ним никто не принуждал. Все понимали, что это нужно и важно.
В старших классах я узнала, что произведения о войне были разными. Так, от нас, детей, на самой верхней полке прятали книгу Алеся Адамовича "Каратели", а не все учителя разрешали читать ученикам (особенно младшим школьникам) книгу людских воспоминаний "Я из огненной деревни". В минском Музее Великой Отечественной войны под запретом для посещения детей и слабонервных взрослых был зал с картинами Михаила Савицкого, за этим следил специальный куратор. Фильм Элема Климова "Иди и смотри", сценарий к которому режиссер написал совместно с тем же Алесем Адамовичем, оставил в шоке не только многих подростков, но и взрослых (но не могу не отметить великолепную актёрскую работу Алексея Кравченко). Частично для сценария этой картины были использованы произведения Алеся Адамовича ("Хатынская повесть", "Партизаны", "Каратели") и та же книга "Я из огненной деревни" (бел. "Я з вогненнай вёскi"), которую Адамовичу помогали составлять белорусские писатели Янка Брыль и Владимир Колесник.
Брестская крепость
Чтобы писать книги о войне, нужно иметь не только литературные способности, но и крепкие нервы. Я уж не говорю о том, какой шок можно испытать, самому побывав на такой войне. Почти все авторы таких произведений - мужчины, которые там были. И все они по-разному потом описывали свои впечатления.
Самым тяжёлым для понимания "военным автором" для меня является Василий Быков. И когда я на одной из экзаменационных сессий в БГУ честно сказала, что все произведения этого автора для меня на одно лицо (кроме, пожалуй, "Альпийской баллады"), экзаменатор - очень хороший человек, литературный критик, знавший Быкова лично - влепил мне "тройку". Позже я сообразила, что он как бы с одной стороны меня понял, иначе бы выставил за дверь с "неудом".
Лично мне ближе всего в то время были произведения Ивана Шамякина, книги с автографами которого я храню. "Возьму твою боль" - это было понятно без слов, даже такой финал я могла тогда принять. В 1980 году это произведение было экранизировано на киностудии "Беларусьфильм", Иван Петрович сам написал сценарий.
В школьном возрасте я хорошо поняла "Горячий снег" Юрия Бондарева, а потом ещё и закрепила это понятие одноименным кинофильмом. Ещё лучше мы все с детства понимали чёрно-белые "Семнадцать мгновений весны", и я так думаю, что свои роли в этом в прямом и переносном смысле сыграл подбор актёров. А вот книга Семёнова мне потом, в старшем возрасте, пошла с трудом.
Брестская крепость
Сниматься в военных фильмах не легче, чем писать подобные книги, и актеры тоже должны обладать особыми душевными и физическими качествами. Сестра рассказывала, как когда-то брала автограф у Александра Збруева, мы обожали этого актера за "Батальоны просят огня". И когда она ему стала щебетать, мол, ах какой замечательный фильм и т.п., он на секунду застыл, а потом тихо произнес:"Да...тяжёлые были съёмки..." (фильм снят тоже по повести Бондарева; частично произведение было экранизировано ранее, став одной из тем фильма "Освобождение")
Песню "Минуты тишины" из фильма "Батальоны просят огня" мы пели под гитару вместе с попсой и дворовым фольклором на всех своих посиделках. Эту песню я вспоминала в своём цикле
"10 песен о войне".
Советские книги и фильмы о войне - это, конечно же, особое явление в мировой культуре. Например, фильм "Летят журавли" не поняло советское руководство, но очень хорошо поняло жюри Каннского кинофестиваля, за что и вручило картине "Золотую пальмовую ветвь". Актриса Татьяна Самойлова тоже очень много интересного и сурового рассказывала в своих интервью о съёмках этой картины. Я, кстати, в детстве этот фильм знала почти наизусть, но многого в нём не понимала (фильм снят по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые").
Мне нравились фильмы "Баллада о солдате" и "Отец солдата", я помню фильм "Бессмертный гарнизон" (1956; о защитниках Брестской крепости). Военная тема очень проникновенно прозвучала для меня в мирном фильме "Когда наступает сентябрь" (до сих пор помню в нем Крючкова и Джигарханяна). А вот фильм "Два бойца" как-то мне...не очень тогда нравился, поэтому песня "Тёмная ночь" существует для меня совершенно отдельно от данной картины.
Знаменитые
Холмские ворота Брестской крепости, сохранившие следы войны.
Как-то мне пытались доказывать, что, мол, кроме нас никто в мире не может ТАК рассказать о той войне. Мол, наша душа особенная. Поэтому мой оппонент, женщина моего же возраста, даже не читает и не смотрит иностранные произведения на эту тему. И я считаю, что зря.
Да, может быть иностранцы рассказывают об этой войне не так, как мы привыкли. Да, разглядывают её не с той стороны, но война многолика и у каждого на неё свой взгляд. Для меня, например, шоком уже в зрелом возрасте стал фильм "Голова в облаках" с красоткой Шарлиз Терон, я не ожидала в нем такого поворота событий (премия Миланского Международного кинофестиваля в 2005 году за лучший фильм). А "Малена" с супер-красавицей Моникой Белуччи? (саундтрек Эннио Морриконе был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус"). Ещё из современных я помню фильм "Шарлотта Грей" с Кейт Бланшетт (экранизация одноименного романа Себастьяна Фолкса).
И вот посмотрите: писатели о войне - мужчины, а проникновеннее всего звучит и лучше запоминается именно женская военная тема. "У войны не женское лицо", решила когда-то Светлана Алексиевич и создала свою мемориальную книгу на эту тему. Режиссером "Семнадцати мгновений..." тоже была женщина, а из фильма прекрасно запоминались именно женские образы. Феноменально с идеей, заложенной Быковым в "Сотникове", поработала режиссер Лариса Шепитько, супруга Элема Климова (фильм "Восхождение"; хотя актеры, снимавшиеся в её фильмах, рассказывали, как жёстко она с ними обходилась на съёмках и какие физические муки им приходилось терпеть ради искусства).
И уж просто стыдно не вспомнить в этой связи советский фильм о женщинах на войне, снятый по повести Бориса Васильева: "А зори здесь тихие..."
Из предпоследних иностранных творений я с интересом посмотрела "Воровку книг" (имеет три кинопремии), хотя так и не прочла потом литературный оригинал (Маркус Зуcак. "Книжный вор"). А из последних меня пригвоздил к креслу "Дюнкерк" Кристофера Нолана, это же шедевр!
А фильмы о Черчилле? (о книжном воре я в ЖЖ не рассказывала, а остальные у меня здесь:
"...и на мою долю выпадет спасти Лондон и всю Империю"; фильмы получили своих "Оскаров").
А польский фильм "Четыре танкиста и собака", который мы обожали в детстве? Это ведь тоже особый взгляд на войну. Этот сериал снят по повести Януша Пшимановского "Czterej pancerni i pies". С 9 мая 1966 и до 1989 года этот фильм демонстрировался в Польше ежегодно.
Кстати, вспомнилась пьеса Бернарда Шоу "Оружие и человек". Я о ней рассказывала когда-то, и о фильме тоже ("Шоколадный солдат", там прекрасна Хелена Бонем Картер). Тоже ведь особый взгляд на войну. См.
"Про кино и шоколад. Часть 5. "Шоколадный солдат".
А Валентин Пикуль и его "Реквием каравану PQ-17" - это особый взгляд? Тогда сюда же и американские фильмы "Спасти рядового Райана", "Перл-Харбор", "Игра в имитацию" (последний фильм создан по биографической книге Эндрю ходжеса "Алан Тьюринг: Энигма"; в главной роли Бенедикт Камбербэтч). Все названные фильмы получили либо "Оскара" в какой-то номинации, либо главные призы других кинофестивалей.
Я уж и не вспомню названий многих зарубежных фильмов о Второй мировой, которые я могла смотреть. Одни и те же советские фильмы мы смотрели ежегодно и не по одному разу. Мы помнили и сюжет, и как звали всех актеров, и пели потом песни из этих картин, и даже могли лично встречаться с актерами и писателями. Может быть, поэтому такие произведения запомнились нам больше, как следствие - отложилось в голове, что наше - лучше.
На территории крепости до сих пор проводят раскопки, а сейчас над ней - мирное небо.
Моя мама обожала перечитывать Вадима Кожевникова - подписное многотомное издание в зелёной обложке - а мне очень нравились Любшин с Янковским в экранизации его произведения...а ну-ка, кто назовет книгу и фильм, которые я имею в виду? И мы ведь тоже смотрели его не по одному разу и знали каждую сцену, каждую фразу. Я бы даже сказала, что для меня эта картина ценнее "Семнадцати мгновений..." Любшин мне очень нравился и в "Альпийской балладе".
Скажите мне, пожалуйста, какие ещё фильмы и литературные произведения о войне запомнились именно вам? Я понимаю, что нереально вспомнить и перечислить всё, произведений очень много, но ведь есть то, что вспоминается в первую очередь или оставило особый след в душе. Если кто-то захочет оформить в своем блоге отдельный пост на эту тему - пожалуйста, мы все с интересом тоже с ним ознакомимся. Особенно интересны лично мне произведения иностранных авторов, если таковые вспомнятся. Такой пост можно принести мне на "книжный ФМ".
Все названия книг и экранизаций я потом перечислю в Сводном посте
ФМ "День вспоминания любимых книг 2", который после окончания ФМ станет итоговым, но сейчас я - в Брестскую крепость, потому что очень нужно. Очень!..