Были Сойка и Аська. У Аськи это первый визит в хоспис. Аська молодец и умница! Она отлично держит работу в паре, придумывает разное и поддерживает придумки партнера. А еще она спокойная, улыбчивая и солнечная.
Общая идея выхода - очень сложно и очень радостно. Сложно установить контакт и подобрать игру. У каждого ребенка проблемы с сохранностью интеллекта в той или иной (но все равно сильной) степени. Ни один не говорит. Очевидно, что уровень развития в разы меньше физического. Да еще и телевизоры в каждой палате бубнят. Забивают наши музыкальные инструменты, отвлекают и ребенка, и клоунов.
И страшно еще не смочь. Не суметь подобрать игру, ключик к ребенку. Сложно признать своё поражение. Ведь в голове сидит мысль: "Раз приехали, раз вас ждут, значит, надо смочь, суметь, доказать, что ты профи и эгегей!". Я понимаю, что это проекция моя на окружающий мир. Но вот такое тоже есть, да. Когда работаю с детьми, у которых интеллект сохранен, то очень просто понять и принять их нежелание с тобой общаться сейчас. А когда глаза, руки, ноги одновременно в разные стороны, то считать желания сложнее. И признать право этого ребенка на отказ контактировать с тобой. Ведь ему же так плохо, надо причинить ему много добра! Ведь я здесь за этим! Но потом ловлю себя за хвост и успокаиваю. Начинаю видеть в ребенке ребенка. Личность. С желаниями, правами. И перестаю его жалеть. Начинаю им интересоваться. Делиться ништяками, которые у меня есть. Вот, партнер! Смотри, какой классный! Мы можем вот так! Или вот карманная шарманка, слышишь? А вот пузыри! Разные. Кошка! Кошка Машка! Она может к тебе прикоснуться? А вот так? Ой, куда залезла? Аська, смотри! О, И Аська мурлыкает уже!
И в конечном итоге мальчик начинает улыбаться! Я бормочу всякую чепуху, больше для себя, а кошка ходит по мальчику, трется об его руки, шею, ерошит волосы. И на тактильные ощущения ребенок реагирует улыбкой!
Аська потом в раздевалке сказала: "Какие у мальчика ресницы! Я только на них смотрела!" Ресницы и в правду роскошные, густые, черные, длинные! Вах!
Во второй палате девочка. С ней тоже получилось интересно. Сначала она обрадовалась мыльным пузырям, а потом я заметила, что она сильней улыбается. когда пузыри касаются лица. Поэтому я начала дуть на неё с помощью насоса для шдм шариков. Попутно выяснили с Аськой, что мыльные пузыри можно выдувать и таким насосом! И тут Аська предложила просто дуть. Ни разу еще не видела, чтобы простое пффф! в лицо вызывало такую бурю радости!
Заходим в третью палату. Девочка сидит на кресле, раскачивается и громко монотонно произносит: "Ыыыыыыы!". Но при первых же звуках шарманки замолкает, оборачивается в нашу сторону. Подошли, предложили несколько вариантов, реакции особо нет, иногда снова начинает раскачиваться и ыыыкать. Тут пришел черед металлофона, сначала я пыталась держать руки девочки и палочку, и таким образом играть на металлофоне. Не пошло. Отдала палочку девочке, пусть, думаю, сама играет. Палочка моментально улетела под кровать. Пока Аська выручала палочку, я предложила вторую. Вторая улетела за первой. Но! Девочка при этом улыбнулась. Ок, отлично. Достаем палочку, даем девочке, девочка кидает палочку, радуется. Достаем палочку, и далее по кругу. В какой-то момент заменили палочку на пищащую соску. Соска обычно таскается на шее, поэтому у неё есть длинная лента. Один держит ленту, девочка ловит, сжимает соску, та пищит, все довольны. О, заведующая пришла, и ей дали соску попищать. Заменили соску на Петрушку с бубенчиком. Хэй-хэй! Вот это настоящий успех! Петрушку можно передвигать и при этом звенеть им. А девочка с хохотом пытается его поймать, когда удается, кидает под кровать или уже прямо нам. Мы тем временем давно удобно сидим на полу перед креслом. И тоже от души смеемся.
Вышли от девочки, рассказали медсестрам стих, ушли в раздевалку.
Стих:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему никто не радуется?!
В. Берестов автор.
Уходим и слышим, как медсестры пытаются стих повторить. Значит, понравился.