Об этом художнике я писал в своем дневнике на Ли.ру, представляя его картины в тематической подборке, посвященной часам. Сегодняшняя работа, надеюсь, натолкнет вас на ответы к вопросам о судьбе изображенного мужчины, содержимом бутылки и трагичности или комичности ситуации. Мне видится эта история в форме внутреннего монолога персонажа. Итак, как говорит моя знакомая учительница: Включаем воображение!
Charles Spencelayh Taking the risk, So near yet so far (Рискую, вроде и близко, но и далеко).
Эта картина не типична для творчества Чарльза Спенслея, поскольку он часто изображал интерьерные жанровые сцены с одинокими стариками, часами, старыми безделушками - приметами прошлой жизни. Чтобы ближе познакомиться с художником, публикую ниже его биографию, собранную из иностранных энциклопедий и словарей. А с его картинами можно познакомиться, побродив по поисковику Яндекса или Гугла.
Чарльз Спенслей
Charles Spencelayh
27 октября 1865, Рочестер, графство Кент - 25 июня 1958, Нортгемптон
Charles Spencelayh Self-Portrait. My Reflection (Автопортрет. Мое отражение).
Английский живописец, жанровый портретист, миниатюрист и гравер академического стиля, творивший с конца викторианской эпохи до середины XX века.
Чарльз родился в семье инженера-литейщика Генри Спенслея. В 1885 году юноша поступил в Национальное художественное училище, позже переименованное в Королевский колледж искусств, в Южном Кенсингтоне. Во время учебы он получил приз на конкурсе за рисунок фигуры.
С 1892 года Спенслей учился в Королевской Академии художеств, после чего уехал в Париж, где выставлялся на Парижском Салоне. Впрочем, надо отметить, что экспонировался художник преимущественно в Великобритании. Между 1892 и 1958 годами, Спенслей показал более 30 картин в Королевской Академии, в том числе и свою знаменитую работу "Почему война" (1939), которая выиграла в Академии конкурс «Картина года». Спенслей выставлялся в Новой галерее и галерее Альпина в Лондоне, Институте изобразительного искусства в Глазго, в галерее Уолкера, городских картинных галереях Ливерпуля и Манчестера и т.д. Большая персональная выставка художника была проведена в 1936 году в художественной галерее Сандерленда.
В военное время художник часто «потворствовал» национальным чувствам, работая над патриотическими темами. Его работы много печатались в календарях и поздравительных открытках, что приносило художнику неплохой доход. Историки отмечают, что художник трепетно относился к названию своих картин, понимая, что от этого зависит их «продажеспособность». Они вспоминают случай, как однажды, запустив одну из работ в производство почтовых открыток, Чарльз изменил уже имеющее название картины. Потом он хвастался друзьям, потирая руки: «Не представляете, они пошли, как горячие пирожки».
Спенслей стал известен благодаря своим многочисленным живописным работам, но его не менее высоко ценили как акварелиста, гравера и мастера портретных миниатюр. Художник был также одним из основателей Королевского общества художников-миниатюристов, присоединившись к нему в 1897 году. Спенслей являлся почетным членом Королевского Общества художников Бирмингема (с 1928 года) и вице-президентом британского Общества акварелистов.
Среди поклонников художника был коллекционер Леви, он часто предоставлял Чарльзу и его семье для работы и отдыха свою резиденцию в Манчестере. Художник был также любимцем королевы Марии, которая являлась поклонницей его творчества и страстно коллекционировала работы художника. В 1924 году Спенслей даже написал миниатюрный (размером с почтовую марку) портрет короля Георга V для знаменитого игрушечного кукольного дома королевы. Этот портрет был показан в 1924 году на выставке в Уэмбли, а в настоящее время хранится в Виндзоре. Королева Мария и принцесса Мария-Луиза написали художнику благодарственное письмо, которым он очень дорожил.
Сын Спенслея - Вернон (1891-1980) тоже стал художником и миниатюристом по слоновой кости. Он учился у отца и продолжил его викторианские традиции, работая в подобном стиле и добившись собственного успеха.
Чарльз Спенслей умер в июне 1958 года в Нортамптоне в возрасте 93 лет.
В Оксфордской энциклопедии написано, что художник оказался «устойчивым к современным событиям и направлениям в искусстве и продолжал традиции викторианской жанровой живописи даже во второй половине 20 века». В одной из биографий художника я прочел: «Предметный мир его картин, где время как будто остановилось, очень многое может рассказать о викторианской эпохе». Один из критиков назвал Спенслея «современным Мейсонье британских интерьеров». Другие критики отмечали, что многие из его бытовых сцен имеют почти фотографическую детализацию. Писал Спенслей и натюрморты, среди которых известна картина "Яблоки" (1951). Работы Спенслея представлены в галерее Тейт в Лондоне и музее Харриса, в художественных галереях Бредфорда, Манчестера и Престона. 17 декабря 2009 года картина Спенслея "Старый дилер" была продана на аукционе Сотбис (Sotheby's) за 345 тысяч фунтов стерлингов.