Гречица
Владимир Ефимов, 2 июля 2007: «С другой стороны, мне кажется, что уж если развивать Ладогу по другим письменностям, естественно было бы нарисовать к ней также греческие знаки».
Окончательная договорённость по гречице была достигнута в том же году на встрече в Брайтоне, и я обратился к истокам греческой полиграфии и ренессанс-антиквы. Истоками оказался Альд, который и издательство своё организовал в первую очередь для издания греческих рукописей, в большом количестве попавших, вместе со своими хозяевами, в Италию после завоевания Византии турками. И именно у Альда греческим прописным был возвращён тот «классический» вид, к которому мы привыкли и который потом копировали все европейские печатники.
Строчные буквы, хотя и отличались заметно от современных им латинских своей курсивностью, ещё не приобрели тот чрезмерно залигатуренный и малоконтрастный вид, популярный в последующие века, и копировали почерка лучших каллиграфов, пользовавшихся, очевидно, птичьим пером. Нашёлся и образец такой каллиграфии 15 века.
Современные греческие шрифты уже более чётко на латинский манер разделены на прямые и курсивные, хотя прямые строчные сохраняют округлость курсива.
В результате была создана гречица для Ладоги, стилизованная, как и весь шрифт под широкое перо. Кроме основного состава поли- и монотонического комплекта были добавлены почти все дополнительные архаические знаки, предусмотренные Юникодом, альтернативные написания многих строчных букв и некоторые устоявшиеся лигатуры. Основной моно- и поли- состав отражён в капители, а моно, включая акцентированные - в супериорах. Сознательно пока не делался коптский.
Результат был по достоинству оценён авторитетными экспертами и жюри конкурса «Граншан-2012» - третье место в категории греческих текстовых.
Болды
Исторически ренессанс-антиквы вариантов жирности не имели, а сами были довольно плотными (вспомним, ренессанс-антиква через готико-антикву заменила готические шрифты, которые не зря по-английски называются black letter. Некоторое время они даже употреблялись вместе в одной строке). Дополнительные жирные начертания появились позже - в 19 веке, причём к шрифтам совсем других стилей. Но в наше время изощрённой типографики гарнитура без болдов даже как-то неприлична. Тем более 20 век уже показал достаточно
удачных примеров жирных ренессанс-антикв. Дополнительное значение имеет и то, что в цифровых шрифтах, в отличие от металлических, для разных кеглей используется один и тот же контур - наличие начертаний разной жирности позволяет оптимальней выполнить набор для разных кеглей.
У оригинальных Ладог, ни у рисованной титульной, ни у линотипной текстовой, жирных и полужирных начертаний не было, так что пришлось изобретать их самому (Володя ещё успел посмотреть и одобрить базовые алфавиты…)
Существуют разные способы утолщать шрифты (кроме нарисовать по-новой жирное начертание, все они требуют последующей доработки).
Самый простой - равномерно увеличивать толщину всех штрихов (простая обводка, растискивание - так, похоже, работают имитаторы болда в некоторых верстально-текстовых программах, так можно чуть увеличить плотность готового шрифта в графических редакторах), но этот способ относительно удовлетворительный результат даёт только для гротесков (и то, по-хорошему, требует значительной корректировки в «узких» местах). Применение этого метода к шрифтам контрастным выглядит в лучшем случае грубо. Так неизвестным старателем был, например, «оболдован» замечательный шрифт Павла Кузаняна «Декор» (
Decor Bold), что на долгое время до сих пор отбило охоту сделать к нему правильное полужирное начертание.
Более гуманный способ - разное изменение толщин по вертикали и горизонтали (соответствующая настраиваемая функция есть в шрифтовых редакторах). Этот способ применим к имеющим контраст шрифтам с вертикальной осью овалов.
Для шрифтов со сложной ориентировкой основных штрихов, особенно в случаях, когда надо увеличить плотность только за их счёт, увеличивая контрастность, можно вручную раздвигать только толстые штрихи в нужном направлении на заданную толщину.
В нашем случае, когда доминирующей формообразующей является логика ширококонечного пера, наиболее целесообразным представился способ ширококонечной обводки (Expand, успешно опробованный мной в своё время на том же
Вивальди)
с последующей чисткой, доводкой и корректировкой.
Вначале был начат умеренно плотный болд на базе первоначальной (титульной) оцифровки, но когда появилась текстовая версия, сделать более жирное, заметное и в мелких кеглях начертание, представилось более актуальной задачей. В идеале, конечно, имело бы смысл доделать и выпустить и Semi Bold к титульному начертанию.