Кажется, становится понятно

Jul 22, 2004 12:55

Почему праксеология и цитаты из Мизеса вызывают такую неадекватную реакциюПохоже, платонизм, с его "идеальными вещами" и их несовершенными тенями на стене пещеры сидит в людях очень глубоко, гораздо глубже терминов "идеальный газ" и "идеально упругое столкновение ( Read more... )

Leave a comment

Re: где-то я читал krf July 22 2004, 08:22:31 UTC
Похоже, тут, еще до праксиологии, надо разбираться с психологизмом, как с методологической установкой.
Вот, например, где существуют числа:
- у меня и у вас в головах;
- в пространстве математической культуры, которое мы с вами в той или иной степени освоили (если хотите, в попперовском третьем мире)?

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 22 2004, 23:21:44 UTC
В головах.

Определение определенного разделяемого комплекса идей (например, о числах и операциях над ними) как "пространства математической культуры" само по себе представляется мне безобидным, но ничего не добавляющим к интересующему нас вопросу.

Reply

Re: где-то я читал krf July 22 2004, 23:54:24 UTC
А откуда они в головах берутся?

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 00:10:33 UTC
Разными путями.

Какие-то врожденные, какие-то человек сам придумывает, какие-то рассказывают или в книжках пишут.

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 00:31:20 UTC
1. А понятие "числа" к которым относится
2. А вот те, которые рассказывают и про которые в книжках пишут - они где находятся (где существуют). Если ответите, что в головах рассказывающих, то тогда сразу ответьте на вопрос, где бы они существовали, если бы все, способные обучать математике, внезапно умерли - исчезли бы эти понятия, либо продолжали существовать где-то вне голов? Вопрос этот не надуманный, так как он сродни вопросу о существовании мертвых языков (на них никто не говорит, во всяком случае были периоды, когда никто не говорил - приходилось их даже расшифровыать, а ведь все это время они существовали - где-то и как-то вне голов). Вообще, попытайтесь ответить на вопрос где и как существует язык или, например, миф.

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 00:41:10 UTC
>1. А понятие "числа" к которым относится ( ... )

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 00:43:29 UTC
> в отличие от матери (и, кстати, от платоновских идей)

В отличие от материи - так верно

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 01:09:49 UTC
Ну это я понял :)

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 01:09:17 UTC
Отлично, теперь определитесь со статусом вашего утверждения о "да, исчезли бы" и "идеи, в отличие от матери (и, кстати, от платоновских идей) сотворимы и уничтожимы просто на ура ( ... )

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 01:20:04 UTC
>Вы, конечно при этом можете просто отметать те вопросы, для решения которых ваш подход не годится - но это совсем другой разговор.

Кстати, подобную попытку вы уже осуществляли: "Просто вопрос-то не в том, какую именно цель преследует конкретное действие (в определении чего ошибки действительно очень часто случаются, не только при внешней рационализации, но иногда даже и при самоанализе), а в том, бывает ли действие бесцельное или частично бесцельное (не ошибочное, а бесцельное), и если да, то что это такое и действие ли это вообще."
Т.е. если мы бесцельные действия не будем признавать действиями ("и действие ли это вообще"), то у нас, несомненно, все действия будут содержать цель.

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 01:39:18 UTC
>Вы, конечно при этом можете просто отметать те вопросы, для решения которых ваш подход не годится - но это совсем другой разговор.

Вообще-то я так или иначе вынужден отметать эти вопросы, потому что праксеология действительно способна ответить лишь на вопросы, скажем так, относящиеся к довольно узкому кругу тем. Ровно так же честный позитивист должен отмести вопросы о свободе воли и о бытии Бога, его методы не годятся для исследования чего бы то ни было, связанного с этими вопросами.

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 01:55:45 UTC
Тогда так и надо говорить: Прасиология не занимается всеми типами действий, а только теми действиями, которые строятся по схеме "цели, средства, результаты и издержки". Праксиология ничего не может сказать о существовании, либо не существовании действий других типов, поскольку теоретическим аппаратом праксиологии существование других типов действия не предусмотрено (что, кстати, праксиологию нисколько не принижает). И это будет трезвая научная или методологическая позиция.
Дальше, конечно, можно перейти на идеологическую позиции (например, выдать оценочное суждение: только действия, строящиеся по схеме "цели, средства, результаты и издержки" может быть признано действием в полном смысле этого слова, все остальное - это так себе, и не действия вовсе, и говорить о них не стоит) либо на позицию социального инженера (например, сказать, мы приложим все усилия для того, чтобы построить общество, в котором не будут места действиям, не построенным по схеме "цели, средства, результаты и издержки").
Но это разные позиции и их, по-моему, надо

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 03:14:37 UTC
>...Только теми действиями, которые строятся по схеме "цели, средства, результаты и издержки".

Приведите пример другого действия. Нет, серьезно.

По вашему, аффективное действие бесцельно, или при аффекте человек не использует никаких средств, или оно не приводит к результатам (не обязательно желательным) и издержкам?

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 07:23:40 UTC
Давайте будем аккуратны и будем учитывать сказанное ранее.
Да, в любом действии сторонний наблюдатель (и сам действующий потом, когда действие будет закончено, и он уже перестанет быть действующим) может выделить использованные средства, полученные результаты и понесенные издержки. Насчет целей - очень сомневаюсь (или уж у вас такое широкое понятие цели, что оно становится практически бессодержательным и его можно нахлобычить на что угодно).
Но мы с вами говорили о другом:
Ранее, на мой вопрос вы дали такой ответ:>
krf:
>Человеческое действие, как и число два, идеально в онтологическом смысле: оно происходит преимущественно в голове человека. По этой же причине оно идеально и в "платоновском" смысле: сплошь и рядом бывают действия неудачные, но не бывает действий несовершенных - то есть не имеющих или не вполне имеющих (whatever that means) цели, средств, результатов и издержек ( ... )

Reply

Re: где-то я читал pargentum July 23 2004, 22:22:10 UTC
>Т.е. я это расцениваю как утверждение о том, что при всяком действии в голове действующего цель,средства,результаты и издержки присутствуют до и во время действия ( ... )

Reply

Re: где-то я читал krf July 23 2004, 22:33:14 UTC

Leave a comment

Up