Недавно я разместил заметку о предпринимавшихся в раннесоветский период попытках создать
советские ритуалы, которые вытеснили бы церковные. Некоторые из таких попыток, к сожалению, оказались небезуспешными; например, новогодний праздник вытеснил из жизни ширнармасс празднование Рождества Христова, предложив потребителям внешние атрибуты последнего (елка, подарки, и даже традиционную мистерию на телеэкране), "очистив" празднование от Христа. Но большинство ритуалов, вроде "крестин по-советски", благополучно скончались, не оставив следа.
Однако есть и случаи сумеречные, пограничные. По наводке друзей и кумовьев нашел я
вот этот материал. В статье есть моменты, которые меня напрягают, но я не буду тут обсуждать ее текст, а только порекламирую замечательные фотографии, которыми она снабжена. На одной из этих фотографий (она взята с обложки журнала "Огонек"), мы видим женщин, которых 8 марта отпускают с работы на 2 часа раньше, чтобы компенсировать им страдания от двойного ига - капитала и семьи, но которые не расходятся, а прямо во дворе фабрики поют и пляшут пока мужчины работают. Подпись под фотографией "Масленица по-советски".
Интересный вопрос - имело ли учреждение дня 8 марта в это время характер сознательной попытки бороться с Масленицей? Было ли это попыткой замены Масленицы на День работницы (и колхозницы)? Если так, то опыт удался наполовину. Новый праздник вошел в быт страны, но масленицу собою не заменил. Позднее масленичные гуляния стали маскировать под "проводы русской зимы".
Весна 1929 года. Этот год был назвал вождем и учителем "годом великого перелома". Началась пятилетка. Был свернут НЭП, в т.ч. и "НЭП религиозный". Женщины ликуют. Ликуют ли? И если да, то по какому поводу?