В долине Сом-реки - лесоповал, ярмарка тщеславия, социальный и технический прогресс, гуси-расисты

Oct 07, 2014 11:01

Сей пост играет роль противовеса. Мой интерес к явлениям жизни вроде того, что описан в предыдущем посте, может создать впечатление, что ничего, кроме зазывал с рекламными плакатами, приглашающими получить немного быстрорастворимой благодати, да масонов, подстерегающих наивных покупателей тортиков, в Америке и нет. Но это было бы неправдой и совсем не такими впечатление хотел бы я создать своими заметками. Поэтому без дальнейших антимоний предлагаю вам пройтись по парку, находящемуся совсем недалеко от центра среднебольшого города, в котором находится наш храм.

Мы живем не слишком от близко от этого парка, поэтому в отличие от наших друзей бываем в нем не слишком часто и обычно осенью. Поэтому данный пост можно считать продолжением моей старой заметки про осень в городе.

Итак, "городок стоит наш у дороги" (с) по городу протекает речка под названием, обозначающем сома на языке индейцев ленапе, некогда обитавших в этих краях. Ущелье, в котором она протекает, и окружающие холмы и составляют парк площадью около 7 кв. км. А он, в свою очередь, является частью еще большей парковой системы.

Парк этот возник лет сто сорок назад и целью его создания было сохранение уголка дикой (и романтичной!) природы в черте города. Романтичным место действительно является, а особенно являлось - появляется оно и в сочинениях Э. По, и других литераторов различного рода, а также нередко на картинах американских живописцев-романтиков. Поэтому парк представляет собой обычное сочетание ухоженности и благоустроенности с якобы дикими и нетронутыми пеизажами.

Показываю это, чтобы вы сразу прониклись важностью. Табличка гласит, что место сие занесено в реестр национальных исторических достопримечательностей.


Вот так выглядит речка (формально говоря, это ручей).

То она течет спокойно и очень медленно...


то камешки показываются...


то весело бежит по сужающемуся руслу.


Вот такие роматичные берега со следами наступающей осени. Здесь она еще только-только наступает, погода похожа на хорошую погоду перед началом учебного года на родине.


Вдоль реки идет средней ширины пешеходная дорога.


На ней и пешеходы встречаются...


и собаки, а иногда лошади, а также всякое мелкое дикое зверье. Собаки в качестве примера.


Это вы увидите, если стоя на дороге, посмотрите вверх.


А вдоль дороги, как известно... Думаете, мертвые (с косами) стоят? Нет, не они; вдоль дороги стоят скамейки. Здесь в парках скамейки непременно именные, с табличками, объявляющими городу и миру о том, кто и в честь кого сделал пожертвование парку, чтобы эту скамейку установить.

Слева - спуск к реке, справа - скамейки.


Вот одна из лавочек.


Она является подарком ко дню рождения Бена Цукермана от Мариан. Бен (и Мариан?) любит (или любят) побегать в парке.


А это похоже на подарок ветерану труда, возможно перед выходом на пенсию. Коллеги (?) по Национальному обществу содействия исследованиям и легению рассеянного склероза чествуют вклад Ненси Лонгстрет в деловую и общественную жизнь города.


Семья поздравляет Базза Маркуса с 10й годовщиной 40го дня рождения. Скорее всего, это шутка, понятная в полной мере только узкому кругу. Например, Базз сказал, что ему теперь всегда будет 40 лет, и семья демонстрирует свое согласие с ним.


Эта скамейка поставлена в ознаменование "золотой свадьбы".


Нередко скамейка установлена в память об усопошем. Эта, например, в память о знакомом нам по школьным годам чада учителе. Вроде, хороший учитель был; косвенно об этом говорит горшочек с цветами.


А эта мемориальная табличка показалась мне интересной, потому что из всех рассмотренных она была единственной со знаком креста.


Скамеечки это, разумеется, знак цивилизации. А знаком дикости и первозданности были там и сям попадавшие на дорогу деревья. Не иначе, как ураганы прошлой зимы их повалили.

С корнями выворачивает, потому что здесь уже предгорья и почва не слишком глубокая; деревья плохо за землю цепляются.


Ну а проявлением цивилизации является то, что они аккуратно распилены, а то через такие завалы и не перебраться.


Вот такие бревнышки получились.


Это дерево всяко бы упало, очень уж оно прогнило. Что за грибы растут на пне - не разобрал.


На этом снимке хорошо видна гористо-каменистая природа местности. Почвы мало и там, где вода стекает по склону к реке нередко обнажается камень.


Поскольку дорога идет вдоль реки, а река течет между двумя грядами холмов, то там и сям от дороги расходятся тропы, ведущие вверх. На этот раз мы по тропе не пошли.


На противоположной от дороги стороне реки находится статуя безымянного вождя племени ленапе. Она символизирует уход племени из этих мест на запад, когда индейцам показалось тесно жить рядом с колонистами. Звучит нейтрально, но возможно, что уход был связан с очередной неприятной ссорой с колонистами, которых в середине 18 века было немало.

Индеец, он индеец и есть, маскируется в лесу очень хорошо; я так его и не увидел, хотя мы даже переходили на ту сторону и слегка полазали по склону, где статуя (якобы) стоит. Может быть ее увезли на реставрацию?

Памятник неизвестному вождю


Другой интерсный памятник ушедшего прошлого - фонтан для питья. Построили его в 1854 году, заключив в трубу выход источника. На фасаде написали "На пользу людям на веки вечные", но на вечные не получилось. К середине 20 века, на пике промышленного развития (и одновременно загрязнения окружающей среды) этого региона вода стала слишком грязной для питья и нишу фонтана замуровали.

Вот так он выглядел в 19 веке...


а вот так выглядит сейчас. Между прочим, источник никуда не делся; вода все еще сочится по камням.


На тропе, как это и приличествует месту, стоят (надо отдать должное, очень редко расположенные, что приятно) заведения общепита

Вот эта кофейня; в ней, оказываются, встречаются еженедельно молодые мамы и готовящиеся к этому и обмениваются впечатлениями и опытом


И вот этот ресторан




Знаки цивилизации бывают многообразны; например, вот такие напоминающие о реалиях жизни объявления "их разыскивает полиция".


Но чаще они не такие зловещие, а вполне себе приятные для глаза и интересные с точки зрения краеведения. Река эта была знаменита большим числом водяных мельниц. Первую построили году в 1700, последнюю в середине 19 века. Но к 1880м годам все мельницы исчезли. Частично оттого, что эти места скупили, чтобы сделать парк около 1870 года, а частично потому, что водяная тяга себя изжила. От мельниц, однако, остались плотины, напоминающие нам о временах индустриальной славы этого места.

Вот одна из них


Вот еще одна


От мельниц не осталось ничего; на их месте рыбачки что-то ловят, а художники что-то пишут.


Во времена пика деловой активности на реке, через нее перебросили множество мостов. Одниx только крытых мостов насчитывалось пять. К нашему времени остался один-разъединственный из этих мостов. Это, кстати, единственный крытый мост, расположенный в американском городе значительных размеров.

Мосты крыли по простой причине - время жизни открытого дождям и снегам деревянного моста невелико, а если его покрыть, то он живет значительно дольше. Во второй половине 19 века нужда в этих сооружениях отпала, поскольку появилась возможность делать несущие конструкции из стали.

Вот такой он - крытый мост через речку Виссахикон






Проблема долговечности решается и использованием камня. В парке через реку построено несколько симпатичных каменных мостов...




а также несколько лестниц и прочих сооружений парковой архитектуры.


Вот так выглядит один из этих мостов с реки.


А вот так - река с моста




Около них - построенные в то же время подсобные помещения.






Строили же все это во времена Великой депрессии силами госорганизации, нанимающей малоквалифицированных безработных для строительства разного рода общественных сооружений. В 1938 году, на пике ее численности, Work Progress Administration (переименованную затем в Work Projects Adminsitration) насчитывала 3,3 млн человек. WPA просуществовала с 1935 по 1943 год; свыше 8 млн человек получили работу через нее. На поостроенных домиках есть камни с высеченным на них названием строительной организации и датой. Думаю, что и на мостах есть, но я не искал.

Кстати, организацией этой в начале ее работы заведовал Гарри Гопкинс, тот самый, который был личным посланником Рузвельта к Черчиллю и Сталину. А называют эту организацию в русской Википедии Администрацией по обеспечению работой (ВПА).

Вот он, сохранившийся артефакт эпохи Нового курса Рузвельта


Традицию усиленного проведения общественных работ продолжают и сейчас. Поскольку политической модой последних двадцати лет является защита Земли от ее населения, то правильным и политкорректным стал перевод электроснабжения на "зеленую" энергию. Вот и тут понатыкали солнечных батарей. Но гладко было на бумаге... А в реальной жизни на них намерзает лед, падает снег и ветки, а то и целые деревья.

Поэтому одну из двух обнаруженных у дороги батарей мы нашли в плачевном состоянии. Все же проекты 30х годов выглядят посолиднее.




Начинается листопад, поэтому в тихих местах у берега скапливаются разноцветные листья.

Пошел я их фотографировать...




А рядом проплывали вездесущие и очень многочисленные в этих краях гуси. Как и любые животные в парке, как ни запрещай посетителям их кормить, гуси эти порядочные попрошайки и немедленно направляются к любому человеку, которого они видят у воды.

На этот раз к гусям пристала утиная чета...


но гуси были настроены очень расистски и велели уткам убираться в свое утиное сообщество (метрах в 50 выше по течению).


А после этого уже стали демонстрировать мне нужду в социальной помощи. Но как я есть ценитель дикой природы и социальный консерватор, гусиные деманды не произвели на меня должного впечатления, так что гусям пришлось ретироваться и отправиться искать тех, кто более оценит их так называемую мимимишность.

краеведение, история, юннатство, Братолюбовск

Previous post Next post
Up