Несколько дней назад я разместил тут
небольшую заметку, поводом для которой стало интересное нововведение в двух передовых в области информационных технологий компаниях. В состав процедур, оплачиваемых медицинской страховкой для их сотрудников, включили замораживание яйцеклетки и оплодотворение в пробирке - ЭКО.
Последовавшая за этим событием дискуссия в местной прессе и блогах точно определила главный смысл добавления этой процедуры в список оплачиваемых - способствовать тому, чтобы работающие в этих компаниях женщины откладывали мысли о семье на потОм, замораживая свои яйцеклетки в молодом возрасте и оттаивая их тогда, когда волевым усилием решат обзавестись ребенком.
Важным аспектом события является то, что Фейсбук и Эппл компании «модные»; они задают тон не только среди сходных компаний, но и в популярной культуре. А как только все передовые информационно технологические компании так сделают, то миру просто деваться будет некуда. Поэтому следует ожидать, что в близком будущем эта процедура станет нормой для всех страховок.
А деваться будет некогда, потому что люди из Силиконовой долины задают тон во всем. Даже в модах.
Станет ли она нормой в жизни человеков - вопрос более сложный. Думаю, что станет. Это случится не так быстро, как добавление ее в страховку, но вектор развития направлен именно туда. Всего около 2 тыс. детей родилось с использованием замороженных яйцеклеток, но уже более 300 тыс. детей родилось из замороженных эмбрионов, полученных в ходе старого доброго ЭКО с использованием свежей, не замороженной яйцеклетки.
Возможность всегда порождает потребность. Нет автомобиля или воздушных путешествий - нет и потребности в них. Нет ЖЖ - нету потребности в нем. Наличие такой возможности несомненно соблазнит многих использовать ее просто потому, что она есть.
Во-вторых, эта возможность слишком гармонирует с процессом исчезновения семьи как в значительной степени замкнутого для внешнего мира сообщества, живущего по своим законам независимо от законов, принятых государством. Такая замкнутая структура несомненно стоит на пути тотального контроля за человеком, и поэтому значительные усилия прилагаются для ее разрушения.
Означает ли это, что только т.н. тоталитарные режимы в этом заинтересованы? Разумеется нет. Прогрессивное общество, несущее благо всем своим членам не может допустить противодействия своим устремлениям, и если семья стоит на пути прогресса, она должна быть ликвидирована в рамках законности (тем более, что законность всегда остается в руках творческих элементов прогрессивного общества). К тому же не обремененный семьей нуклеарный член общества есть идеальный элемент экономической системы, нуждающейся в свободном перемещении не только капиталов и товаров, но также работников и потребителей.
Поэтому я не вижу ничего странного в том, что в обозримом будущем замораживание яйцеклеток для использования в будущем станет обычной мерой планирования семьи. Это будет всего лишь одна из многих граней распада семьи как мы ее знаем. У этой грани будут любопытные последствия; одно из них - бабушки и дедушки* станут чрезвычайно редкой частью жизни ребенка. Упоминание бабушек и дедушек станет одним из тех трудных для детского понимания мест в старых книгах наряду с фонарщиками, навозом и заготовкой льда.
Как ни странно, именно это мелкое замечание вызвало некоторую дискуссию, причина которой мне не до конца понятна. Очевидно, что при использовании яйцеклетки в возрасте, скажем, 45 лет (если использовать значительно раньше, то зачем вообще беспокоиться), внук будет рождаться, когда бабушкам и дедушкам будет в среднем по 90 лет. Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в США для 2050 года стоит на 83 годах. Очевидно, что менее половины потенциальных бабушек и дедушек доживут до рождения внуков.
Более того, в старых книгах дети смогут прочитать о том, как некогда некие дети жили с бабушками и дедушками. Но когда этим детям будет по 10 лет (время проказ и прочих удовольствий), их бабушкам и дедушкам будет уже по 100 лет. Даже те, что будут живы, не смогут составить компанию внукам по причине как преклонного возраста, так и проживания в старческом доме. В настоящее время свыше 13% лиц в возрасте 85 лет и старше живет в доме престарелых.
В добавление к этому значительное число их (возможно, еще шесть или около того процентов) живут в резиденциях, которые не являются домами престарелых, но специализируются на пожилых жильцах, обеспечивая некоторые их специфические нужды (медперсонал на дежурстве, помощь в передвижении, приготовление пищи и т.д.) Так что бабушки и дедушки в Новом Прекрасном мире станут редкими, что твои куриные зубы.
Но я завел речь о замороженных яйцеклетках не для того, чтобы предложить вам представить семейные отношения в 2050 или, там, 2084 году. Дело в том, что стоит за желанием таких перемен. Подобные изменения неизбежны в обществе человеков, которыми владеет желание преодолеть зависимость от своих «кожаных риз», а заодно и от угнетающего их тяготения. Стать независимыми от окружащего их негостеприимного мира, преодолеть эту зависимость с помощью научного и технического прогресса, а также принятия правильных законов, которые будут зорко присматривать за враждебными проявлениями окружающей реальности - вот к чему стремится человек в каждом своем мельчайшем деянии. И началось это не с Чернышевского, Вольтера или Эразма Роттердамского, а с того самого «…вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3:4). Ничего нового в этом отношении придумано не было.**
Это стремление принимает разные формы, но сердцевина у него одна - стать богом. Поскольку одним из из атрибутов Бога является то, что Он - Творец, человек очень хочет поиграть в творца. Все играют в творца своей жизни и чем больше у них игрушек вроде кажущегося контроля над своей биологией, тем больше они верят. Ну а научникам вообще хорошо; они могут откровенно играть в сотворение реальности.
Внешне это стремление у разных людей, в разных культурах и при разных исторических обстоятельствах проявляется по-разному. Иногда так грустно и уныло, как замороженные яйцеклетки программистов и дизайнеров Эппл. Иногда так карикатурно, как в тексте, который будет процитирован ниже. Но существенного различия между ними все же нет; и там, и там действует старое недоброе «будете, как боги».
Это фотографии разных симпатичных и стильных сотрудниц и владелиц разных техкомпаний (из "НьюЙорк Таймс")
На этом снимке одна из женщин - популярный дизайнер ювелирных украшений, а другая директор Яху, т.е. Yahoo.
Если вам кажется, что приведенные ниже цитаты не имеют отношения к вышеизложенному, вы ошибаетесь. Имеют. Это иллюстрация к «будетекакбоги» в стиле соцреализма. Цитаты же эти из выступленя академика Лысенко на печально известной сессии ВАСХНИЛ 1948 года, где он и его надежные товарищи поставили решительный заслон идеалистической буржуазной лженауке. Но я не буду тут о науке, тем более, что это все дело старое. Прислушайтесь к сути, к мотивам.
Акад. Т. Д. Лысенко:
В противовес менделизму-морганизму, с его утверждением непознаваемости причин изменчивости природы организмов и с его отрицанием возможности направленного изменения природы растений и животных, девиз И. В. Мичурина гласит "Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее -- наша задача".
На основе своих работ И. В. Мичурин пришел к следующему выводу: "При вмешательстве человека является возможным вынудить*** каждую форму животного или растения более быстро изменяться и при том в сторону, желательную человеку. Для человека открывается обширное поле самой полезной для него деятельности...".
Дарвин открыл закон развития органического мира, дал в основном правильное понимание эволюции живых существ, населявших и населяющих землю. Но Дарвин еще не мог конкретно указать, как нужно управлять эволюцией, чтобы планово создавать новые формы растений, нужные человеку****. Эта задача творческого развития дарвинизма выпала на долю И.В.Мичурина. Мичуринское учение -- это новый этап в развитии материалистической биологии.
Автор, как видим, выглядит в полном соответствии со стилем эпохи и своим собственным… хм… имиджем.
Скажете “конъюнктурщик и ловкий паркетный шаркун”? Несомненно. Но ведь конъюнктура-то была. И она вырастает именно из того, что уж очень хочется «как боги». А стиль… да, стиль в Москве сороковых "роковых" годов прошлого века и в Калифорнии начала этого века довольно разный. Но разве в этом дело? Это ведь все внешнее.
СпрОсите, зачем же было писать о таком конкретно-приземленном событии, как небольшое изменение в медицинской страховке компаний Эппл и Фейсбук? А потому что грандиозные процессы лучше всего видно, когда смотришь на казалось бы мелкое, но предметное их проявление. Новый Прекрасный мир не придет в одночасье и не объявит о себе в вечерних новостях; о его приближении предупреждают многие его проявления. Некоторые из них уже давно среди нас, иные только прибывают, а третьих еще не видно, но уже слышно издали, как собак, якобы бежавших впереди языческой демониссы Артемиды.
* Предупреждаю, что упоминание бабушек и дедушек не несет никакого политического подтекста. Не ищите.
** По этому поводу один мой добрый знакомый, греческий священник, любит говАривать: There is no such thing as an original sin.
*** Выделено Трофимденисычем.
**** Выделено мной.