Сколько же православных в Америке (часть 3 - завершительная, вычислительная и трезвительная)

Feb 23, 2016 11:38

В первых двух частях этой заметки речь шла о вопросе, родившемся из обсуждения еще более давней заметки об изменениях в «религиозном ландшафте» Америки по результатам недавнего очень детального опроса общественного мнения. Опрос этот показал, что в США сейчас около 1,6 млн. членов православных и восточных/дохалкидонских церквей. Подсчитав число прихожан основных православных и дохалкидонских юрисдикций, мы убедились, что оценка Пью-Центра, проводившего опрос, весьма реальна. Но существующие данные Ценза (переписи населения) США говорят о том, что в стране проживает около 6 млн. человек, заявляющих о том, что они имеют корни в народах, населяющих традиционно православные страны. При этом не все американские православные прослеживают свое происхождение из исторически православных стран. Некоторые приехали из стран, где почвенное православие существует, но исторически православными не считаются (например Палестина или Сирия). Более того, некоторые из очень уважаемых и любимых мной священников, монахов и мирян и имеют стопроцентно «неправославную» наследственность. Поэтому будет вполне оправданно предположить, что происхождение из исторически православных стран свойственно менее, чем миллиону американских православных. При этом корни в таких странах имеются у 6 млн. американцев. Где все эти люди?

В предыдущей части заметки я начал отвечать на этот вопрос, начав с американцев русского происхождения, каковых насчитывается около 3 млн. Взглянув на численность дореволюционной волны иммиграции, происходившей из Российской Империи, практически лишенную восточных славян в своем составе, а также потоков, связанных с первой и второй волнами эмиграции послереволюционной и оценив как рост числа ее потомков, так и неизбежную потерю православной самоидентификации, можно оценить число православных потомков всех этих волн приблизительно в четверть миллиона человек. В то же время число жителей США, которые по происхождению связаны с этими волнами и заявляют о наличии российских корней, возможно равняется приблизительно 1,2 млн. (при произвольном допущении, что только 10% потомков неправославных дореволюционных иммигрантов из Российской империи так сделало, но если доля таких людей 20%, то численность возрастет уже до 1,7 млн.)

Продолжим этот анализ, обратившись к самой близкой нам во времени волне послереволюционной эмиграции - третьей, к которой можно отнести всех лиц, выехавших из СССР с послевоенных лет до времен перестройки. Из-за того, что она всем знакома если не по личному опыту или опыту родственников и знакомых, то по наблюдениям окружающей действительности, кажется, что она была огромна. Но статистика говорит о том, что с послевоенных времен и по 1985 год включительно из СССР выехало не более 0,6 млн. человек. (Ссылки здесь и здесь, например.)

В отличие от предыдущих волн, эта волна была характерно этнической в соответствии с тем, каким категориям граждан разрешали эмигрировать; приблизительно 65% этой волны представляли граждане, выезжавшие по израильским визам, почти 25% были этническими немцами, и около 12% этой волны составляли армяне. Немцы по понятным причинам уезжали в Германию, а еврейская эмиграция разделялась на два основных потока, направляющихся в Израиль и США (хотя и не только). Если считать, что в США направилась половина еврейской и армянской части третьей волны, то общее число иммигрантов в США, ей соответствующих, никак не превышало четверти миллиона человек и возможно было меньше.

Кто-то немедленно спросит: «А как же писатель Довлатов, артист Сичкин, газета «Новое Русское слово» и Брайтон-Бич, известный как Маленькая Одесса?» Отвечаю: писатель Довлатов, артист Сичкин и вообще побеги в стиле «Белых ночей» с Барышниковым в главной роли не делают статистики. Тираж «Нового Русского слова» в 1970/80е гг. не превышал нескольких десятков тысяч экземпляров. Число советских иммигрантов в районе Брайтон-Бич в 1980е годы вряд ли превышало 30 тыс. человек. Поэтому 250 тыс. это вполне реальная верхняя оценка численности иммиграции третьей волны на момент начала советской перестройки.

Брайтон-Бич...


и его обитатели






Учитывая естественный прирост, число иммигрантов этой волны и их потомков сейчас 310 тыс. человек (предположим, что все они приехали в 1980 году; 35 лет прироста по 0,7% в год дают этот результат). Заметим однако, что эти иммигранты уехали не только из РСФСР и даже большей часть не из нее, поэтому далеко не все они могут иметь желание заявить при переписи о своих русских/российских корнях. Поэтому, чтобы учесть вклад этой волны в популяцию американцев русского происхождения, я волюнтаристски добавлю к числу 1,2 (или 1,7) млн. всего только 200 тыс. человек и получу 1,4 или 1,9 млн. человек.

Хотя третья волна была характерно этнической, преувеличивать значение этого не следует; весьма немногие из приехавших в ее составе были религиозными иудеями, тем более что было очень много смешанных семей. Независимо от этнического состава, большинство приехавших в этой волне в США (возможно, положение в израильской иммиграции отличалось) были обычными советскими безбожниками. Доля православных среди «третьей волны» невелика; по моим наблюдениям она составляет около 5 процентов, что дает около 15 тыс. по всей волне. Полагаю, что это число примерно одинаково отражает число тех, кто в какой-то степени действительно связан с церковной жизнью, и тех, кто называет себя православным при опросе; дело в том, что во времена «третьей волны» считать себя православными «за компанию» еще не было столь обычным явлением, как сегодня.

А вот и православная церковь неподалеку от Брайтонбича - храм Свт. Иоасафа Белгородского РПЦЗ. Вид у нее необычный, очень "городской"; размеры соответствующие.


Заметим, кстати, что в этой волне был вполне славянской по своей этничности, но относительно небольшой поток протестантов, которые считались людьми гонимыми советской властью и заслуживающими статуса беженцев. Точных данных по его численности у меня нет, но он был невелик и, разумеется, не внес значительного вклада в число американских православных. Итак, оценим число православных русского происхождения в США из дореволюционной иммиграции и трех послереволюционных волн в приблизительно 270 тыс.

С распадом СССР подсчет иммигрантов значительно затрудняется. Можно, разумеется, найти данные по выезду на постоянное место жительства (ПМЖ). С 1990 по 1999 год из России в США уехало 110 тыс. человек (из общего числа 1 млн. уехавших в это время на ПМЖ). В 2000е годы процесс эмиграции из России замедлился: в «традиционное зарубежье» (из ссылки, как у них написано, так и пишу) эмигрировало 47 тыс. человек в 2003 году и 36 тыс. в 2013. Заметим, что в 2013 году в Германию, Израиль, США и Грецию направилось всего 19% эмигрировавших, хотя в начале 1990х 97% эмигрантов выезжало в эти страны. Если оценить число выехавших с 2000 по 2015 в 50 тыс. в год, а среди них долю тех, кто поехал именно в США в 5% (в 1990е около 10% едущих на ПМЖ уезжало в США, а в 2000е доля едущих «в Германию, Израиль, США и Грецию» резко упала - см. выше), то получится 40 тыс., что вместе с иммигрантами 1990х составляет около 150 тыс. человек.

Но этих данных нам не достаточно. Далеко не все иммигранты последних 25 лет из России - православные. С другой стороны, православные выезжают не только из России, но и из других стран бывшего Советского Союза. Ни в одной из стран подсчет выезжающих по конфессиональной принадлежности, насколько мне известно, не ведется. Есть в этом вопросе и гораздо более сложная сторона; далеко не все проживающие в США  лица из б. СССР выехали на ПМЖ. Думаю, что бОльшая часть недавно приехавших намерены находятся здесь столько, сколько захотят и/или на сколько позволят обстоятельства; среди знакомых мне православных прихожан есть немало людей периодически уезжающих и приезжающих. Российская статистика, как и статистика других постсоветских стран, не поможет нам оценить их численность.

Более надежным способом оценить число новых иммигрантов с русскими корнями являются данные Ценза США о том, на каких языках общаются дома жители США. Данные за 2013 год таковы: на русском дома разговаривает 879 тыс. человек, на греческом 305 тыс., на румынском 155 тыс., на украинском 152 тыс., на сербском 70 тыс., на болгарском 58 тыс., на македонском 23 тыс., на белорусском 1,8 тыс. (ссылки не даю, поскольку переписал данные, но ссылку записать забыл; это стандартные данные Ценза, которые вы легко найдете у них на сайте).

Можно с известной долей обоснованности принять, что число лиц, говорящих дома по-русски, приблизительно равно числу новых иммигрантов, говоривших на родине на этом языке, не важно - приехали ли они из России или из другого места б. СССР. Разумеется, на русском нередко говорят и в семьях «третьей волны» и даже иногда предшествующих волн. С другой стороны бывают и семьи относительно новых иммигрантов, в которых по-русски не говорят. Поэтому посчитаем, что число иммигрантов с русскими корнями, приехавшими в США после окончания «третьей волны», т.е. после распада СССР, равно приблизительно 900 тыс.

Вопрос о доле среди этих людей тех, кто считает себя православными, очень непрост. Надежных данных у меня просто нет.  Но по моим собственным наблюдениям, эта доля меньше половины. Отчего я так думаю? В России православными при опросе называет себя не менее 70% населения. В Америке нет того общественного давления, если можно так выразится, которое побуждает нецерковного и даже неверующего человека назваться православным. Нет влияния среды. Даже этническая, эмигрантская среда скорее неправославна. К тому же здесь очень сильно влияние протестантов. Этнические районы заполнены молельными домами с названиями, слегка похожими на названия колхозов: «Путь жизни», «Свет веры» и т.п. Они находятся в шаговой доступности, оказывают материальную помощь, и лавочки там есть, и на родном народном языке песни поют. * Причем это не по приезде только начинается; я уже упоминал, что в третьей волне был и протестантский поток.

Заметим, что я сейчас оцениваю число тех, кто называет себя православными при опросе. Реальных прихожан, разумеется, совсем немного. Это же наши люди! Поэтому все получается, как в России, да еще следует вычесть протестантов, которых здесь будет поболее, чем на родине. В общем, число самопровозглашенных православных вряд ли превышает одну треть или четверть, т.е. около 250 тыс. человек. (Если вы доберетесь до конца заметки, то увидите, что эта оценка вполне вероятно является завышенной.) Вместе с советскими волнами и дореволюционной иммиграцией получается около 520 тыс. православных. А всего людей с «русскими корнями» не то 2,3 млн. (если всего 10% потомков дореволюционной неправославной иммиграции заявляет о таких корнях), не то 2,8 млн (если таких потомков 20%). Несмотря на вполне объяснимую неточность этих прикидок, достаточно очевидно, что это число примерно равно общему числу тех, кто заявил о наличии русских корней при ответах на переписи, т.е .3 млн. Возможная разница покрывается потомками тех, кто сто с лишним лет назад эмигрировал вовсе не из России, а из Австро-Венгрии, а именно с Карпат и вокруг них. Одних только русинов (карпатороссов) въехало в США около 225 тыс человек и число их потомков оценивается в 0,6 млн.

Добавим к этому галичан и прочих. В те годы многие из них, в том числе и основатели нашего прихода, считали себя именно русскими. Некоторая доля их потомков придерживается этой же точки зрения (сошлюсь на личный опыт), поэтому добавим к полученной сумме еще 200 тыс. и получим 2,5-3 миллионов человек, имеющих русские корни. Принимая, что предки этих людей были православными и что доля сохранивших православие среди них такая же, что и среди потомков дореволюционной иммиграции из России (15% по нашим прикидкам, см. выше), это добавляет к нашему счету православных еще около 30 тыс. человек. Итак, мы обнаружили 3 млн. людей с русскими корнями, насчитав при этом примерно 550 тыс. потенциальных/вероятных православных среди них.

Применим этот подход к другим многочисленным группам жителей США, заявляющих о происхождении из исторически православных стран. Греков и потомков греков в США около 1,3 млн., но говорят дома по-гречески только 0,3 млн. Примем, что подавляющее большинство новых иммигрантов идентифицируют себя как православные; хотя есть среди греков и нецерковные люди, и атеисты, но все же этнический элемент среди греков весьма силен. Сочтем, что из тех, кто говорит дома по-гречески около 250 тыс. православных. Остальные 1 млн. это в большинстве своем потомки греков, приезжавших в США с конца 19 до второй половины 20 века.  Учитывая подсчеты потомков, оставшихся в православии, сделанные выше для руской иммиграции, примем эту долю равной 25%, что дает в результате 250 тыс. Вместе с православными недавней иммиграции получается 500 тыс. православных с греческими корнями.

Добавим все прочие “землячества”: 1 млн. человек с украинскими корнями, 0,45 млн. - с югославскими, 0,4 млн - с румынскими и еще 150 тыс. для округления. Заметим, что меньшинство из них говорит дома родном языке (на румынском - 155 тыс., на украинском - 152 тыс., на языках бывшей Югославии - около  100 тыс., см. выше), давая возможность предположить, что большинство из них - старые иммигранты. Более того, долю православных среди новых иммигрантов из этих стран следует считать как нечто среднее между новыми иммигрантами с русскими и греческими корнями, поскольку Украина и балканские страны соцлагеря это, конечно не среднее по умученному безбожием СССР, но далеко и не Греция. Тем более, что среди иммигрантов с Украины немало униатов. Примем, что из 400 тыс. новых иммигрантов из этих стран 50% православных по самоидентификации, т.е. 200 тыс. Примем долю православных среди оставшихся 1,6 млн. старых иммигрантов и их потомков равной 25% (как для греков) и получим 400 тыс. Итого, в наличии 600 тыс. православных с украинскими и балканскими корнями.

Заметим, что при подсчете потомков старых иммигрантов с греческими, украинскими и балканскими корнями мы принимали по умолчанию, что все вновь прибывшие иммигранты из этих стран были православными. Разумеется это не так, вспомним, например, дореволюционную иммиграцию в США, происходившую из Российской империи. Поэтому вычтем хотя бы 10% из числа православных среди иммигрантов с греческими, украинскими и балканскими корнями; получается не 650 тыс., а примерно 600 тыс.

Итак, получилось около 1,6 млн. вероятных православных с "наследственно-историческими" корнями. Но есть, разумеется и такие православные в Америке, которых никаких наследственных корней не имеют. Однако же их не так много, как хотелось бы сторонникам образования единой православной церкви США. В греческой церкви этнический характер весьма силен. В юрисдикциях русской традиции он не так сильно заметен, особенно в ПЦА. Там, казалось бы, видишь полностью американскую церковь. Но и в ней большинство прихожан, являющихся американцами по рождению, имеют православные этнические корни. Так же обстоят дела и в украинской церкви, и в румынской. Больше всего новообращенных у антиохийцев, но эта юрисдикция хотя и быстрорастущая, не слишком большая (не более 100 тыс. человек). «На глаз» я бы оценил число американских православных без наследственно-этнической укорененности в исторически православных народах примерно в 20% общего числа. В конечном итоге, расчеты, основанные на числе иммигрантов из условно-православных стран, “скорости полураспада православного в американской среде” и некоторых произвольных, только до некоторой степени обоснованных допущениях, позволяют нам оценить число православных в США приблизительно в 2 млн. человек. Следует признаться, что точность этих вычислений весьма невелика.

Сравним эти результаты с данными опросов. В 2013 году опрос выявил 0,5% православных среди населения США, а в 2007 году - 0,6%. При нынешней численности населения это будет от 1,6 до 1,9 млн. человек. Вычтем из этого числа дохалкидонцев, учитываемых опросами вместе с православными (примем, что православных 70% от общего числа православных и дохалкидонцев, см. выше), и получим от 1,1 до 1,3 млн. человек. Учитывая невысокую точность этой оценки, связанную с малым размером выборки, можно сказать, что опросные и расчетные результаты в первом приближении сходятся.

Для чего я занялся этой арифметикой? Изначально из незатейливого желания понять, а существует ли действительно противоречие между числом тех, кто заявляет о наличии предков в исторически православных странах и числом православных в Америке. Эти нехитрые подсчеты позволили сделать вывод номер один:
1. Никакого загадочного противоречия не существует. Есть достаточные причины верить как данным о наличии 6 млн. и даже более человек среди населения США, ведущих свою родословную из исторически православных стран или регионов, так и данным о наличии в США приблизительно миллиона с четвертью православных.

2. Несмотря на невысокую точность имеющихся в нашем распоряжении данных, не исключено наличие разницы между числом православных по самоидентификации и по данным, предоставляемых церквами. Если суммировать данные всех юрисдикций, то в США получается не более 1 млн православных, а дохалкидонцев, возможно, около 300 тыс. Всего 1,3 млн или около того. По опросам же получается процентов 1,6-1,9 млн, т.е. процентов на 30-40 больше. Возможно, что эта разница соответствует числу людей, считающих себя православными (и/или приверженцами одной из дохалкидонских церквей), но собственно к церкви не имеющими отношения. Не исключено, что главный вклад в эту разницу вносят недавние иммигранты с пост-советского пространства, где эта разница традиционно велика.

3. Если судить по оценке числа потенциальных православных, относящимся к различным этническим группам, то доли лиц с русскими корнями (не забудем, что это чрезвычайно широкое понятие), с греческими корнями, с корнями балканскими и украинскими (совершенно искусственная классификация, служащая для того, что не балканизировать - калабмур ненамеренный - излишне популяцию американских православных) и вовсе без “православно-этнических» особенностей получаются примерно равны - по 0,5-0,6 млн первых трех групп и 0,3-0,4 млн последней, если судить по моим приблизительным оценкам. Однако это не так, если речь заходит о номинальных прихожанах или хотя бы о числе православных по данным опросов; реальное число получается меньше оценочного. Учитывая, что численность прихожан греческой архиепископии почти 500 тыс. человек, а прихожан юрисдикций с русскими корнями (ПЦА, Патриаршие приходы РПЦ, РПЦЗ) около 130 тыс, эта разница вероятно выше всего среди выходцев из стран пост-советского пространства и бывших соцстран. Понятно, что ни одна юрисдикция не является строго этнической; выходцы из России/СССР есть и в ПЦА, и в РПЦ, и в РПЦЗ, и в сербской церкви, и в греческой, в которой естественно не все прихожане этнические греки или их потомки. И тем не менее разница между прикидочными оценками и численностью прихожан не так велика для греков, но очень велика для лиц с русскими корнями. Это говорит, скорее всего, о том, что моя оценка доли православных среди последних была завышена. Доля православных среди иммигрантов «российского потока» и/или доля сохраняющих православие в реальности может быть ниже той, что я использовал для подсчетов.

4. В целом, эти данные и оценки иллюстрируют положение американского православия как веры преимущественно этнической, иммигрантской. Как уже было указано в одной из предыдущих заметок, 40% православных США были рождены за пределами этой страны, а 23% представляют первое поколение, рожденное в Америке. Надо сказать, что католицизм тоже не является «коренной» верой США, а в основном результатом нескольких иммиграционных потоков очень разной природы, среди которых можно выделить ирландский, итальянский, польский/восточно- европейский, латиноамериканский. Но в среднем эти потоки старше тех, что исходили из православных стран/регионов, а главное - значительно более многочисленные. Жителей США, заявивших об ирландском происхождении насчитывается 33 млн, об итальянском - 17 млн, о польском - 9 млн, о французском - 8 млн (оценки 2014 года, всего населения было 318 млн; все данные от Ценза). Латинос всякого происхождения в 2012 году было 52 млн. (всего населения - 308 млн.) Как видно, число жителей США с корнями только в перечисленных исторически католических странах/регионах на сегодня составляет 38% общей численности населения (120 млн из 318 млн), а ведь в США приезжали католики и из многих других стран. В результате, католики представляют достаточно многочисленное сообщество, которое размывается не так быстро, как православное; это вам не 6 млн. жителей с корнями в исторически православных странах (при том, что многие иммигранты из этих стран и исходно не была православными, см. выше). Заметим, что несмотря на такую численность исходно католической иммиграции, католиков в США сейчас насчитывается всего 66 млн согласно тому же опросу Пью-центра, с которого началась эта серия заметок. Вот по этой причине православие и остается верой по преимуществу иммигрантской и как долго это положение будет сохраняться никому не ясно. Поживем - увидим.

* Ну, и обманывают немножко, когда для миссии полезно. Была тут одна тетка - лютеранская пасторша, которая уверяла своих духовных чад, что они находятся в православной церкви. А где же иконки? А приносите, вешайте. А свечечку зажечь? Нет проблем, вот вам подсвечнички. А Вы женщина, вроде ж нельзя Вам в алтарь-то? То в России нельзя, а в Америке можно. И верили. Это о многом говорит.

краеведение, наш отряд, церковь и общество, социальность как она есть, жизнь в рассеянии

Previous post Next post
Up