По морям, по волнам...

Nov 18, 2011 20:37

Недавно в интересном посте про разные механизмы (здесь) разговор зашел о заряжании орудий главного калибра. А у нас как раз в начале осени состоялся имеющий к этому отношение интересный такой приходской культпоход (что за слово чУдное!).

На реке Делавер, у причала города Кэмдена (про это не самое лучшее место в Америке знают теперь даже зрители Первого канала) стоит на вечной стоянке крейсер линкор «Аврора» «Нью-Джерси» - некогда гроза морей (побережий, скорее), а теперь плавучий музей, который оказался очень интересным.



«Нью-Джерси» - второй в серии линкоров класса «Айова» (один из четырех построенных) - был заложен 16 сентября 1940 года на верфи в Филадельфии, спущен на воду 7 декабря 1942 года и вошел в состав флота 23 мая 1943 года. Принимал участие во многих морских сражениях и десантных операциях 2й Мировой войны в Тихом океане, в т.ч. у Маршалловых и Марианских островов, Филиппин, Окинавы.

Корабль впечатляет своими размерами: длина 271 м, наибольшая ширина 33 м, стандартное водоизмещение 45 тыс т (среднее водоизмещение в загруженном состоянии 52 тыс т). Для сравнения, «Титаник» имел длину 269 м, ширину 29 м и водоизмещение в загруженном состоянии 52 тыс т. Численность команды «Нью-Джерси» была около 2700 человек, т.е. больше, чем было на «Титанике» команды и пассажиров во время первого и последнего рейса (около 2200).

В отличии от «Титаника», «Нью-Джерси» имел 9 орудий главного калибра (406-мм/длина ствола 50 калибров) в трех башнях, 20 127-мм орудий вспомогательного калибра и тучу 40- и 20-мм зенитных автоматов, а также две катапульты для одномоторных двухместных самолетов-амфибий, которых было в наличии три штуки.

Орудия главного калибра



Орудия вспомогательного калибра



Орудия главного калибра стреляли на расстояние до 20,5 морских миль (38 км) фугасными снарядами весом 860 кг или броне/бетонобойными весом 1230 кг. При всей чудовищности размеров этих орудий и сложности их заряжания, которое было раздельным - сначала заряжали снаряд, а затем уже шелковые зарядные картузы (мешки) с порохом, их скорострельность была не менее 2 выстрелов в минуту. Стоит заметить, однако, что почти все операции при заряжании делались вручную и поэтому долго поддерживать такой темп стрельбы было невозможно. (Сразу замечу, что я очень удивился ручному заряжанию и переспросил; экскурсовод подтвердил, что на главном калибре заряжание было именно ручное, а на вспомогательном автоматическое.)

В судьбе «Нью-Джерси» и ее кораблей-сестер («Айова», «Миссури» и «Висконсин») отразилась перемена характера морских сражений. Уже к моменту начала постройки «Нью-Джерси» (и других последних линкоров в мире) времена, когда корабли выстраивались в линию и обменивались орудийным огнем, ушли в прошлое. Морские сражения 2й Мировой войны подтвердили, что главным типом боевого корабля стал авианосец, поэтому «Нью-Джерси» и другие подобные корабли стремительно морально устарели. Вскоре после 2й Мировой войны «Нью-Джерси» и другие линкоры класса «Айова» были исключены из состава ВМС США и, как говорят местные, занафталинены, т.е. содержались в мобилизационном резерве, откуда они неоднократно становились в строй и куда возвращались снова.

«Разнафталинивали» их уже не для морских сражений, а для огневой поддержки наземных операций в локальных войнах 50х-90х годов. В это время все они, включая «Нью-Джерси», получили ракетное вооружение. Любопытно, что система управления артиллерийским огнем на них не изменилась; до 90х годов наведение орудий производилось с помощью механического компьютера, сделанного еще до 2й Мировой войны, который обеспечивал достаточную точность стрельбы.

Паки главный калибр



Кубрик. Койки, которые здесь нежно называют "гробиками".



Каюта старпома. Одна из трех одноместных кают на линкоре.



Ходовая рубка



Интересно, что в СССР перед войной были заложены 4 линкора класса «Советский Союз» («Советский Союз», а также «Советская Россия», «... Украина» и «... Белоруссия»). «Советский Союз» должен был иметь то же число 406-мм орудий главного калибра, что и «Нью-Джерси» (9 в трех башнях), и сравнимое с «Нью-Джерси» вспомогательное вооружение, несколько отставая по зенитному. Если бы он был достроен, «Советский Союз» был бы чуть больше «Нью-Джерси» (ширина 39 м при длине 269 м, стандартное водоизмещение 59 тыс т), но медленнее (максимальная скорость 29 узлов против 35 узлов).

«Советский Союз» был заложен 15 июля 1938 года, остальные линкоры этого проекта в 1938-39 гг. Строительство «Советской Белоруссии» прекратили еще в 1940 году, чтобы сосредоточить основные усилия на «Советском Союзе». Поскольку к началу Великой Отечественной войны «Советский Союз» был готов только на 20% (остальные - в еще меньшей степени), строительство этих линкоров прекратили в июле 1941 года, а после войны недостроенные корабли разобрали.

Не забудьте, что на фотографиях «Нью-Джерси» вы видите не исходный корабль времен 2й Мировой, а результат интенсивного послевоенного переоборудования: автоматизация сократила команду примерно на треть, что значительно увеличило комфорт жилых помещений; убрали ставшие бесполезными к тому времени зенитные автоматы; добавили ракеты; заменили гидропланы на вертолеты, и т.д.

А это фотография филадельфийского берега, на которой видно стоящий рядом с берегом крейсер «Олимпия». Он очень старый (старее «Варяга» и «Авроры») и ужасно исторический. Важное отличие от «Нью-Джерси» в том, что нижняя часть корпуса проржавела; крейсер уже лежит на дне, но разрушение корпуса продолжается.



Дополнительный интерес представлял слет реконструкторов, имевший место в тот же день. На мостике, ведущем к линкору, выстроились джипы и грузовики (некоторые покрыты трофейными японскими знаменами)






на площадке рядом встали полугусеничные машины с пулеметными турелями






вокруг кучковались люди в мундирах времен 2МВ и, еще интереснее, женщины в костюмах по моде эпохи



(обратите внимание на стрелки на чулках).



Когда мы уходили, люди в мундирах союзников и их спутницы ожидали прибытия японцев для подписания на "бис" акта о безоговорочной капитуляции (в реальности его подписывали на «Миссури», линкоре той же серии).

А вот ЗОГ-гадка у которой есть вполне конкретный и очень простой ответ: Случайность ли, что наибольшая ширина «Нью-Джерси» всего 33 м, а не, скажем, 39 м по образцу «Советского Союза»? (комменты скринились)

краеведение, военные науки_искусства_и_художества, история, Вторая Мировая война, загадки

Previous post Next post
Up