Дорогие друзья, поздравляю вас всех с днем святой мученицы Татианы, любимейшим студенческим праздником!
Этот день уже давно стал праздником всех студентов, а с 2005 года так и вообще официально отмечается как День российского студенчества. Однако исходно он был установлен как корпоративное торжество Московского Университета, причиной чему послужил факт подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Университета в Татьянин День 12 января 1755 года. Но продолжалось так недолго - уж очень полюбили все студенты Татьянин день. В начале 20 века все московские студенты праздновали «Татьяну».
Это наша икона мученицы Татианы, которая изображена на фоне университетского Татианинского храма.
Православные христиане торжествуют в этот день память римской диакониссы, мученицы Татианы, пострадавшей за веру во времена императора Александра Севера (начало 3 века). Последний вполне напоминал просвещенного человека нашего времени, проявляя завидную всеядность в духовных вопросах. В его личной часовенке среди бюстов великих мудрецов, которым он поклонялся (таких, например, как Пифагор), находилось и изображение Христа. Это не мешало императору равнодушно относиться к преследованиям христиан, которые вели влиятельные представители тогдашней вертикали власти. Среди принявших мученическую смерть в эпоху Александра Севера была и Татиана, и ее отец - влиятельный член римской политической элиты и убежденный христианин.
Но для большинства отмечающих «Татьянин день» студентов праздник этот всегда заключался во вполне мирских забавах. Так же обстояли дела среди тех, кто праздновал «Татьяну» на рубеже 19 и 20 веков. Благочестием отличалась только официальная церемония, открывающая торжество, а затем уже каждый веселился в соответствии со своими вкусами и толщиной кошелька.
Нет, ну начинались торжества вполне и вполне, как сейчас бы сказали, чики-пуки. В Татьянинском храме Университета служили праздничный молебен, затем в присутствии высокопоставленных гостей проходил торжественный акт, на котором выступал ректор и награждали отличившихся студентов.
Актовый зал «старого здания»
Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович каждый год приезжал на эти торжества с супругой, великой княгиней Елизаветой Федоровной, будущей преподобномученицей. Среди студентов возникло дикое поверье, что цветок из букета Елизаветы Федоровны приносит удачу на экзаменах. Поэтому лестница, по которой покидали Университет Сергей Александрович и Елизавета Федоровна, была забита жаждущими студентами, а великая княгиня выходила из здания без цветов.
Когда начальство покидало актовый зал, студенты брали празднование в свои руки. Под звуки Gaudeamus празднество покидало стены университета и двигалось в сторону пивных и не слишком дорогих ресторанов. По свидетельству П. Иванова, автора книги “Студенты в Москве", праздующие студенты редко имели денег на шампанское, и что “пьяная водка и мутное пиво - два напитка Татьянина дня». «Что-то мне знакомое.. Так, так.» (с)
Главным центром веселья был ресторан «Эрмитаж». П. Иванов продолжает: «Замирает обычная жизнь, и Москва обращается в царство студентов…Быстрыми, волнующимися потоками стремятся к «Эрмитажу»… До 5 час. здесь сравнительно спокойно. Говорят речи, обедают. К 5 час. «Эрмитаж» теряет свою обычную физиономию. Из залы выносятся растения, все, что есть дорогого, ценного, все, что только можно вынести. Фарфоровая посуда заменяется глиняной…»
Гостиница и ресторан «Эрмитаж» в са. 1900 году
И я поступил бы точно так же на месте ресторатора. Чего хорошего можно ожидать от толпы, любимая праздничная песня которой начинается куплетом:
"Да здравствует Татьяна, Татьяна, Татьяна!
Вся наша братия пьяна, вся пьяна, вся пьяна…"?
Безумство в «Эрмитаже» полностью соответствовало этим словам и продолжалось часов до девяти. После этого толпы двигались к «Яру» и «Стрельне», где разыгрывался следующий акт «татьянинской» феерии. В этот день туда не пускали обычную публику, там не пели хоры, закрывали буфет, а за стойкой разливали исключительно пиво и водку прямо из бочонков.
Получается, что мудрость про «деньги на ветер» люди знали задолго до эпохи перестройки?
Описывать детали времяпрепровождения, подогретого народными напитками, нам не следует. Заметим только, что в программу входило лазание по декоративным растениям и заплывы в аквариуме. Веселье продолжалось до 3-4 часов ночи. Потом с песнями, а иногда и с факельным шествием студенты шли в город.
Как и в наши дни, либерально настроенные профессора и прочие общественные деятели и в те годы любили ходить в народ. Хождение в народ, естественно, подразумевает заигрывание с ним. Писатель А.В.Амфитеатров вспоминает речь профессора А.Н.Маклакова, водруженного на стол преданными учениками: «…почему же.. нам коллеги не выпить в наш высокоторжественный день во славу своей науки и за осуществление своих идеалов? … И если кого в результате постигнет необходимость опуститься на четвереньки и поползти, да не смущается сердце его! Лучше с чистым сердцем и возвышенным умом ползти на четвереньках по тропе к светлым зорям прогресса, чем на двух ногах шагать с доносом в охранку или со статьею в притон мракобесия.»
Скажите мне, хоть что-нибудь изменилось за последние сто лет!? Знал бы профессор, что скоро все пойдет прахом, а его сын В.А.Маклаков превратится из депутата Государственной думы в ее бывшего депутата и политэмигранта.
А я не могу не воспользоваться случаем и не порекомендовать новым читателям свои старые заметки о прогрессистах и мракобесах. (
Вот последняя заметка из серии о прогрессе, мракобессе, Америке, Европе, Колумбе и испанской инквизиции; в ней - ссылки на первые четыре части.)
Лев Толстой, ставший к концу 19 века популярным моралистом и уже собиравшийся становиться реальным властителем дум и автором альтернативного панк-евангелия, не мог не порезонерствовать по поводу «Татьяны» в одной из своих статей, опубликованной накануне Татьяниного дня в 1889 году. В ответ на призыв яснополянского мессии не напиваться, студенты утроили свои усилия, а в «Татьяну» вставили такой куплет:
"Нас Лев Толстой бранит, бранит
И пить нам не велит, не велит, не велит
И в пьянстве обличает!"
И т.д.
Упомянутый выше Амфитеатров имел по этому поводу такую встречу, когда он вошел в «Эрмитаж» во время Татьяниного дня:
«…на лестнице меня остановил студент-медик…
-Ты кто?
Называю себя.
-Писатель? Журналист?
-Писатель. Журналист.
-Так поди же и скажи от меня своему Толстому…
-Да он не мой.
...
-…Все равно! Поди и скажи своему Толстому, что Гаврилов пьян. И когда статью в газету писать будешь, тоже так и напиши, что Гаврилов пьян. Назло. И всегда на Татьяну пьян будет. Да!»
Одним из завершающих аккордов праздника было традиционное покорение Триумфальных ворот и выпивание «растанной с праздником чаши» в компании Аллегории Победы. Было много и других любопытных обычаев среди студентов, но этот мне особенно дорог тем, что традиции МГУ здесь пересекаются с милой моему сердцу историей 1812 года. (Кто к ней относится похожим образом, щелкните в моем ЖЖ на тэге "1812".)
Триумфальная арка в са. 1920 году
При всем при этом, на «Татьяну» полиция относилась к выпившим студентам чрезвычайно снисходительно и не задерживала их, если они держались хоть в каких-то рамках. В тех случаях, когда поведение подгулявшей братии делало задержание положительно необходимым, их сначала поздравляли с праздником, а затем уже отправляли в участок, причем везли их только на извозчике «с поднятым верхом», чтобы не делать из студентов зрелища для праздных зевак.
Сказавши все это, решительно замечу, что мой интерес к стародавним традициям Альмы-матери не означает их безусловного одобрения. К тому же мемуаристы в один голос отмечают, что безумства и излишества студенческого буйства в Татьянин день стали стихать после 1905 года и практически прекратились к 1914. Видимо, студенты чем-то чуяли, что же несет миру новорожденный 20 век.
Сердцами чистыми, как дети,
Восторг безумный испытав,
Все возвращались на рассвете,
«Татьяне» день любви отдав...
(Р. Меч)