Одно из объяснений возникновения религии естественным путем, которое пользуется популярностью среди энтузиастов трудов Фридриха Энгельса сторонников этой точки зрения, сводится к тому, что слабые люди испытывают необходимость веры в загробное существование для преодоления страха смерти, в то время как сильные люди, не нуждающиеся в подобных костылях, не нуждаются и в религии. Я уверен, что эта точка зрения настолько всем знакома, что в более подробном представлении не нуждается. Хотя общие дебаты по этому вопросу, как бы интересны они ни были, мало приблизят нас к «научному» решению проблемы возникновения религии, последнее утверждение можно попытаться проверить наблюдением.
Известно, что число людей не относящих себя к какой-либо религии растет; сейчас доля таких граждан в населении США в целом составляет около 16%, а среди молодежи от 18 до 29 лет около 25% (
http://religions.pewforum.org/reports). Заметим при этом, что религиозную принадлежность определяли обычным для таких опросов методом самоидентификации; например, католиком считали каждого, кто так себя определил, независимо от того, во что он верит и как часто участвует в богослужениях.
В Европейском сообществе 20% граждан совершенно не верят в существование каких-либо нематериальных сил, включая Бога. Во Франции, Чехии и Швеции таких граждан более 30%. Не менее 70% опрошенных в большинстве скандинавских стран, Франции и Британии заявили о том, что религия не играет важной роли в их жизни
(
http://en.wikipedia.org/wiki/Religion_in_Europe).
Если причинно-следственная связь между страхом смерти и религиозностью действительно существует, как утверждают энтузиасты этой точки зрения, то следовало бы ожидать пропорционального уменьшения значения вопросов, связанных с ожиданием смерти, процесса умирания и нашей невозможности радикально повлиять на происходящее, в жизни человека.
Интересно заметить, что факты говорят о противоположном. На Западе стремительно набирает популярность совсем недавно возникший элемент общественной жизни - Death Café (Кафе Смерти). Этот проект возник из идеи некоего швейцарского социолога, воплотившись в жизнь (нечаянный каламбур) усилиями британца по имени Джон Ундервуд. Он решил создать такое место, где люди могли бы собраться и поговорить о смерти.
Первая такая встреча состоялась у Ундервуда дома осенью 2011 года. Состоявшийся разговор показался Ундервуду настолько значительным и прекрасным (его собственные слова), что он создал посвященный этому вебсайт и разработал рекомендации для «франчайзов» Кафе Смерти. За полтора года возникло более 60 «кафе смерти» по всему миру - в Америке, Европе, Австралии и даже в Москве. Сейчас эта затея настолько популярна и так возбуждает воображение просвещенной публики, что о ней восторженно рассказывают в передачах Национального Общественного Радио США, которое считается выразителем точки зрения либеральных интеллектуалов.
Главная задача Кафе Смерти по словам его организаторов - помочь людям лучше понять смерть, чтобы научиться получать от жизни как можно больше. Автор проекта и его единомышленники считают, что общество делает очень трудным разговор о смерти и что Кафе Смерти предоставляет нуждающимся такую возможность. Так что в этих «кафе» собираются люди, которые хотят поговорить о смерти - предмете разговора табуированного в их среде. Здесь отметим, что судя по рассказам о них в СМИ, комментариям в блогах и т.п. большинство посетителей «кафе» происходит из среды секулярно-прогрессивной.
Вот люди собираются
Вот чашечки
тортики
ножи и лопаточки
"Все культурненко, все пристойненько. Исключительная благодать." (с)
Интерес к этой новомодной выдумке понятен. Попытавшись убедить себя в своем совершенном исчезновении после остановки физиологических функций, люди начинают испытывать потребность в утешении, которое они иносказательно называют «лучшим пониманием смерти с целью научиться жить более полной жизнью».
Непонятно только то, о чем они собираются говорить при встрече, поскольку один из принципов Кафе Смерти - разговор должен быть «свободным от идеологии»; никто не должен пытаться убедить других в правильности своего мнения о природе жизни, смерти или посмертного существования. Даже московский интеллигентский кухонный разговор в 70х и 80х гг. не накладывал таких тиранических ограничений на участников! Ну так он всегда происходил под давлением винных паров, а не только чая с тортиком. Так что энтузиастам Кафе Смерти предстоит долгая и нелегкая работа.