В недавней заметке о Вербном и в последовавшем обсуждении ее речь шла о том, что многие из ликовавших, встречая Господа, входящего в Иерусалим, через несколько дней кричали "распни Его". Господь "разочаровал" их. Они ждали царя-учредителя золотого века, а Он шел "на вольную страсть" и на допросе показывал, что "царство Его не от мира сего". Очень многим (думаю, что большинству) этот Царь был не нужен, как не являющийся потенциальным источником наград, пособий и социальных программ.
В чтении Вербного Воскресения есть еще интересный момент, который находится в совершенном согласии со сказанным выше, но неудобен для многих вполне добрых, благожелательных и благонамеренных людей. Как-то на него не любят обращать внимания, а если обращают, то под другим углом зрения.
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
(Ин. 12:1-5)
Единственный ученик, выразивший точку зрения "социального активизма", оказался иудой. Никто из апостолов, впоследствии принявших мученическую кончину за проповедь Благой Вести (как и автор, единственный из них, проживший долгую и трудную жизнь, но избежавший мученичества) не возмутился.
Господь, объясняя присутствующим причину этого необычного действия ("она сберегла это на день погребения Моего" (Ин. 12:7)), продолжает - "нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда" (Ин. 12:8). А сколько ради идеи не иметь вокруг себя нищих потрачено сил, средств и жизней - и тех, кто эту идею поддерживает, и тех, кто не поддерживает!?
В одной строчке содержится приговор любой социальной утопии на сотни лет вперед. Если Господь, Творец неба и земли и Спаситель человеков говорит, что нищие останутся всегда, то почему люди так часто с радостью следуют за теми, кто обещает посрамить Его?
Означает ли это, что автор ЖЖ охвачен приступом человеконенавистничества и считает, что людям, испытывающим трудности, не следует помогать? Ничего такого я не считаю. Просто рекомендую всем энтузиастам любой тотальной перекройки общественной жизни заглядывать в эту главу Евангелия от Иоанна прежде, чем приступить к планированию Золотого Века. А их последователям рекомендую делать то же самое прежде того, как безоглядно поверить в реальность предлагаемых прожектов. Разумеется, все это касается только тех, кому написанное в этой книге представляется убедительным.
PS Чтобы избежать несправедливых и непродуктивных упреков в жестокости и желании запретить христианское милосердие, предлагаю тако вопрошающим ответить прежде самим себе на один вопрос: Отличается ли идея христианского милосердия от идеи построения "справедливого общества"? Если считаете, что отличается, то между нами царит полный мир и согласие, так что и споры неуместны. Если думаете, что не отличается, тогда и докажите это.