"В фантастических романах при радио ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет."

Oct 17, 2013 21:07

В то время, как вся Россия по причинам, представляющимся мне вполне загадочными, обсуждает несостоявшийся дефолт правительства США и нелегкую жизнь американских трудящихся, стенающих под игом, предлагаю вниманию читателей краткую заметку, затрагивающую не менее актуальный для России вопрос о том, как обстоят в Америке дела с духовностью. Никакие обобщения не расскажут вам об этом лучше, чем безыскусные зарисовки натуры, очередную из которых я вам предлагаю.

Мне кажется, я уже упоминал в своих заметках такую институцию как Национальное общественное радио США (НПР, а на родном языке этого радио - NPR=National Public Radio). Если позабыли, то я готов напомнить. НПР это радиовещательная организация, живущая на пожертвования частных лиц и разных организаций, коммерческих и бесприбыльных, а также бюджетные отчисления федерального правительства. Слушатели и сотрудники НПР считают его «золотым стандартом» журнализма по содержательности сообщений, интеллектуальности анализа и взвешенности представления различных точек зрения.

Действительно, НПР отличается от большинства радиостанций малым количеством рекламы и серьезностью стиля. Разумеется, НПР все же проявляет естественные для любой медийной корпорации предубеждения и предвзятость*; в первом приближении их позиция по большинству вопросов соответствует позиции американской (и не только американской, я думаю) секулярной либеральной интеллигенции. Именно это последнее вызвало мой интерес к циклу передач, которые я коротко опишу в этой заметке.

На днях НПР выпустила серию передач о представлениях разных религиозных (и нерелигиозных) традиций о загробной жизни. Корреспондент НПР попросил ответить на вопрос о том, что происходит с человеком после телесной кончины, представителей нескольких мировых религий (католика, протестанта, мусульманина и иудея), а также философа(-атеиста). Точки зрения эти вам неплохо известны, но интересным является не только, что думают об этом католики, протестанты и т.д., а именно то, что находит нужным озвучить главное либеральное радио страны, и то, что слушатели пишут в комментариях к этим интервью, опубликованным на интернет-сайте НПР.

От имени работников транспортного цеха всех протестантов взгляды на загробную жизнь озвучил евангелический пастор Габриэль Салгуеро. Выбор понятен и политкорректен - пастор является президентом Национальной Евангелической Коалиции латиноамериканцев. В молитвенном собрании, которым он руководит вместе со своей женой, службу проводят на испанском, английском и китайском языках, чем пастор очень гордится.

Пастор Габриэль


Второй пастор - его супруга


Как бы слегка извиняясь, пастор ответил на поставленный вопрос так: «я по-прежнему придерживаюсь взгляда об этой небесной вечности, где мы научимся жить вместе несмотря на разницы между нашем культурами». Кто о чем, а здесь главный вопрос именно в том, что в Царствии Небесном процветает настоящий мультикультурализм.

О прочем пастор отвечал уклончиво, намекая на то, что это не столь существенно. «Не важно, где находится Царствие Небесное - где-то за галактиками или на обновленной Земле, самое важное [это торжество мультикультурализма и политкорректности].”

“Откровение [Иоанна Богослова] рисует прекрасные картины, которые я, разумеется, понимаю метафорически, а не буквально. Оно говорит о пиршестве, музыке, беседах и [еще чем-то, что можно перевести как «дружбу», но никогда не знаешь этих пасторов из Нью-Йорка, поскольку having relationships означает обычно отношения физического характера].”

На вопросы о том, может ли существовать христианство в отсутствии вечной жизни и о том, как бы он прожил свою жизнь в таком случае, пастор ответил прямо: «Я думаю, что мне хватило бы учения Иисуса. Он жил добродетельной жизнью. Он сказал нам: «Возлюби ближнего, прощай врагов, благословляй гонителей.» Этого достаточно. Это учение навысшее из всех, что встретились мне.»

Общая молитва в собрании пастора Габриэля


Учитывая, что слова пастора оставались во многом вполне в главном русле общественной мысли (и прогрессивного евангелизма), в комментариях открытой критики было может быть процентов 70%, не более. Да и критика была тривиальная, без огонька и задора. Набежали обычные унылые позитивисты, которые серьезно объясняли друг другу, что загробной жизни нет и быть не может, а насаждают эту идею злокозненные церковники. Критики цитировали Вольтера и других светочей, а также взывали к очевидности научного мировоззрения.

«Термин «загробная жизнь» [дословно это звучит в английском как “afterlife”, т.е. “послежизние”] относится к смехотворной идее, что наше сознание некиим образом переживает нашу биологическую смерть…Когда умирает мозг, ваше сознание умирает - точка.» Видно, что не было у них общества воинствующих безбожников, потому и нету у них абсолютно никакого иммунитета к подобному образу мысли и фразеологии.

Иногда попадались пытливые умы и пламенные ораторы, которые высказывались, впрочем, вполне в духе того же самого Общества и, казалось бы, давно прошедших времен. “А у собак послежизние есть? А у шимпанзе? А у охотников и собирателей, живших десятки тысяч лет назад? Какого возраста вы будете на небесах? Двадцатилетними? Среднего возраста? Стариками? Если вы потеряли руку и глаз в юности - есть ли они у вас на небесах? Таких вопросов можно задавать бесконечно много, потому что «послежизние» не имеет никаких фактических основ. Это фантазия.» Здесь отрадно уже то, что человек явно интересуется деталями. Да и то сказать, если там все же имеются некие отношения, то вопрос о том, есть ли у вас руки и глаза и сколько вам лет имеет еще какое значение.

От лица католиков говорила сестра ордена доминиканцев Мэри Кэтрин Хилкерт, профессор богословия в известном университете Notre Dame. Теоретически он католический, но практически богословие там преподают разные штучки, которые считают Иисуса Христа социалистом, а преследования первых христиан в Римской империи придуманной впоследствии легендой.

Страничка профессора сестры Мэри с университетского сайта


На вопрос о том, почему люди верят в жизнь после смерти, она ответила, что сам факт того, что вера и надежда не исчезают из мира несмотря на всю черноту жизни, говорит ей о том, что эти качества происходят не из естественного человеческого оптимизма, а являются Божиим даром.

Но в основном разговор с ней был сосредоточен на сравнении понятий о Царствии Небесном и об аде. "Мне кажется, что я с большей определенностью могу говорить о моей надежде на конечное торжество любви, милосердия, единения с Богом, которые мы называем Царствием Небесным, чем о том, существует ли ад, или о том, что там происходит, или о том, находится ли там кто-нибудь.»

“Я думаю, что мы продолжаем придерживаться этой концепции, для того, чтобы сохранить понятие свободы, поскольку человек может сделать определенный выбор в пользу зла. Но я не думаю, что мы можем с легкостью назвать таких людей и описать, что происходит в сердце человека, когда он встречается со всепрощением и любовью Бога.”

“В этом отношении интересно заметить, что католическая церковь делает публичные заявления о том, что существуют люди, в отношении которых мы уверены, что они находятся в общении с Богом, т.е. те которых мы называем святыми. Но никогда церковь не делала заявления о том, что некто с определенностью находится в аду.”

Это вполне знакомая многим точка зрения, которую у нас сочли бы показателем “церковного либерализма”, но сестру Мэри это не избавило от волны критических комментариев. Думаю, что более 90% комментов были определенно отрицательными. Несмотря на весь свой либерализм, она все же не политкорректый пастор из Нью-Йорка; да и нелюбовь к папистам, настолько же традиционная в Америке, как яблочный пирог, не могла не сказаться.

Все критические замечания были того характера, который отлично знаком всем интересующимся этой темой, но я все же приведу несколько характерных примеров. “Понятие “ада” в рамках христианства совершенно бессмысленно. Почему бы это существо, обладающее бесконечной способностью прощать, создало место наказания без возможности примирения? Наказание имеет смысл, если есть надежда убедить наказанных в их неправоте, пробудить раскаяние… МЫ создали ад, потому что люди, похоже, нуждаются в запугивании для мотивации хорошего поведения.” Уверен, что этот подход вам всем хорошо знаком.

“Мне неудобно об этом говорить, но я выключил радио из-за нее. Ее уверенный, сентиментальный и паточный разговор о вещах, в которых она никак не может быть уверена, вызвал у меня тошноту. Как психически здоровый человек может до такой степени отключить мозги!?”

“НПР, ваша программа на целую неделю стала амвоном для религиозной проповеди. Получат ли атеисты равную возможность выразить свои взгляды на то, почему они не верят в религию? И почему религиозные взгляды иррациональные и не имеют никакой научной основы?»

Такие высказывания вам, несомнено, доводилось читать и слышать. То, что сестра Мэри спровоцировала гораздо больше таких комментов, чем пастор-латинос, очень любопытно и красноречиво.

Еще в этой программе выступал муфтий Азиф Умар, имам исламского сообщества в Сент-Луисе. Разговор с ним, конечно же шел о деталях мусульманских представлений о загробной жизни, которые имам с готовностью предоставлял. Чувствуется, что конкретика в их вере очень важна.

МиЕчеть в городе Сент-Луис. Вот вам и пресловутый дух Сент-Луиса. Кстати, кто помнит что за транспортное средство было названо "Дух Сент-Луиса"?


Младший класс медресе мечети имама Азифа Умара


Имам говорил о том, что когда умирает мусульманин, к нему являются два ангела и задают ему три вопроса о его вере. Если ответы правильные, то ангелы показывают человеку его персональное место в раю; в гробу открывается дверца ведущая в рай. После этого ответивший обитает в своем гробу, как в уютном временном жилище на пути в рай. Страшный суд имам тоже описывал, но мне больше понравилась часть про вопросы, на которые надо правильно ответить.

Интересным является исламское понятие об аде, который для некоторых или даже многих может быть временным. Так, например, если человек совершил множество грехов, но в своем сердце хранил хотя бы малую толику веры, он будет наказан в адском огне, но имеет возможность быть избавленным от него по отбытии срока.

О том, ожидают ли попавших в рай правоверных группа поддержки из 72 девственниц, я расскажу во второй, завершительной части этой заметки.

*Недавний репортаж о событиях в Бирюлеве был анонсирован в новостях НПР так: “В Москве разъяренная толпа напала на рабочих-мигрантов. Полиция отреагировала, начав аресты….(пауза).. рабочих-мигрантов!»

краеведение, добрый доктор ухоглаз, богословие кота Леопольда, споры, поток сознания, инославие как оно есть

Previous post Next post
Up