Приближается Рождество Христово, особенно если считать дни по григорианскому календарю. В предвкушении праздника вся Америка устраивает вечеринки на работе и дома, носится на быстрых машинах из одного торгового центра в другой в охоте за подарками, проводит бессонные ночи у экранов компьютеров, заказывая их же через интернет, и нервно готовится к приему гостей - Рождество праздник семейный. Под Рождество водители возле торговых центров особенно агрессивны; закупки к празднику - «это вам не ишака купить». Около 15% объема розничной торговли (более 20% ювелирной торговли) приходится на декабрь.
Наряду со всеми этими приличествующими сезону трудностями и нервностями есть и несомненно отрадные моменты - на праздник дома соберется вся семья или хотя бы все те, кто может приехать, а пока открываются рождственские базары, где можно, например, купить изумительные елочные игрушки на всякий вкус или просто выпить глинтвейна, люди украшают свои дома праздничной иллюминацией и нередко сооружают рождественские вертепы - изображения сцены Рождества Христова - и возле своих домов, и в общественных местах. Хотя это традиция и не кажется мне очень родной, бывает очень умилительно взглянуть поздним вечером на освещенный вертеп, на Младенца в яслях, склонившуюся над Младенцем Пречистую Его Матерь и Иосифа-обручника, ангелов, пастухов со зверушками и волхвов с дарами. Особенно хорошо бывает, когда ночь тиха и неслышно падает легкий снежок. Тогда кажется, что и весь мир таков, как этот вертеп, как будто нет в нем места происходящим прямо сейчас схваткам, в которых человек проявляет и злобу, и жестокость, и хитрость - все свои наличные таланты.
Вот несколько примеров вертепов. Первый из них - тот самый, настоящий и единственный. Остальные в основном из Америки, но не только.
О подобном вертепе и пойдет речь в этой истории. В столице штата Флорида городе Таллахасси находится, как того можно было бы и ожидать, местный Капитолий - здание конгресса штата. В нем, как и в Капитолии в городе Вашингтон есть помещение, называемое Ротондой. Ротонда флоридского Капитолия считается общественным форумом, т.е. местом где люди могут невозбранно выражать себя или протестовать (хотя подать предварительную заявку все же требуется), поэтому перед Рождеством там соорудили рождественский вертеп.
В протест против этого некий Чаз Стивенс приехал из района города Форт Лодердейл, который находится в 700 км от Таллахасси, чтобы установить в Ротонде шест в честь Фестивуса - вымышленного праздника, пародирующего Рождество. Праздник этот стал центральной частью эпизода сериала «Сайнфельд», который был невероятно популярен лет 15 назад; ритуалы Фестивуса, как они были описаны в «Сайнфельде», не требуют никаких украшений для фестивусного шеста, но мистер Стивенс нанизал на шест пивные баки, украсив его таким неортодоксальным для тех, кто празднует Фестивус, образом.
Вот так выглядит правильный шест для празднования Фестивуса.
А вот так шест выглядит на фоне вертепов: одного, расположенного на улице рядом с флоридским капитолием…
и того, который находится во флоридской Ротонде и с которого вся эта история и началась.*
Рядом с шестом атеиста Стивенса развесил свою растяжку в поддержку детей германских трудящихся отделения церкви от государства Фонд борьбы за свободу от религии. Но несмотря на это, вертеп в Ротонде посетили на прошлой неделе несколько десятков человек, в том числе детский хор, а к шесту Стивенса подошла только пресса и Пэм Ольсен, организатор вертепа в Ротонде.
Пресса вокруг фаллического символа шеста, который построил Чаз.
Пэм Ольсен заметила, что было бы лучше, если бы Стивенс оставил шест без украшений, как того требуют ритуалы Фестивуса, но признала несомненное право атеиста на демонстрацию пивных банок, пообещав Стивенсу помолиться за него. В последовавшей за этим богословской дискуссии Стивенс высказал необычайно с его точки зрения глубокую, но с моей - даже слишком глубокую для понимания мысль о том, что Иисус с таким же успехом может быть Санта Клаусом или Пасхальным Зайцем. Стивенс заявил также, что будет молиться, чтобы избавиться от вертепа в наступающем году.
Казалось бы, совсем незатейливая история. Но мне все же кажется, что она говорит нам кое-что существенное о мотивации атеистов. Нередко мы слышим от них, что у атеистов нет цели насаждать какую-либо веру/идеологию/систему ценностей, что они просто «не верят». Я вполне допускаю, что сами они именно так и думают. Но все же я не верю в то, что человек отправится в путешествие за 700 км (это подалее будет, чем то самое знаменитейшее путешествие из Петербурга в Москву) потому, что он «просто не верит». Хотя я не исключаю того, что Чаз Стивенс «просто» устраивает рекламу определенному сорту пива за долю малую. Это было бы вполне здравомысленно с его стороны.
Несмотря на всю надуманность страданий мистера Стивенса, его протест все же не привел к запрету вертепа в таллахассийской Ротонде. Более драматично сложились обстоятельства на военной базе в Гуантанамо, где помимо всего прочего находится известная всем тюрьма, которая должна была быть закрыта четыре года назад, но все никак не закроется. Там в столовых были установлены двух вертепа, против чего выразили протест восемнадцать военнослужащих (из нескольких тысяч), пожелавших остаться неизвестными. Поскольку они пожелали остаться неизвестными, от их имени выступила организация, борющаяся за то, что ее организаторы называют религиозной свободой в вооруженных силах. В результате протеста вертепы убрали в часовню. Вообще, борьба с рождественскими вертепами оказалась одним из основных направлений работы этого фонда и его президента Майки (sic! именно Mikey) Вайнштейна.
Один из вертепов в Гуантанамо
Как всегда, прилагаю
пару ссылок на оригинальные статьи, чтобы вы не подумали, что я все это придумал. Жизнь несомненно богаче вымысла.
*Заметим, что для украшения шеста были использованы банки из под весьма посредственного пива Pabst Blue Ribbon. Дорогой Чаз, жизнь слишком коротка, чтобы пить плохое пиво. Тем более не следует предлагать его в жертву самому Фестивусу!