О роли босяцкого буддизма в общем кризисе капитализма (часть 1)

Jan 29, 2014 17:05


Туто эпигрАф надобен, чтобы все было, как у больших.
“…проповедник воскликнул громким голосом:
-Восхвалим Господа, подателя всех благ. Пойте! И пойте от всей души!

И все прихожане запели. Торжественно звучал старинный хорал, сотрясая своды церкви, а пират Том Сойер, оглядываясь на завидовавших ему юнцов, не мог не сознаться самому себе, что это лучшая минута его жизни.»
(М. Твен. Приключения Тома Сойера. Гл. 17)

Сомнительная мудрость о том, что все новое это хорошо забытое старое, находит свое подтверждение в блогосфере, значительная часть которой напоминает мне в чем-то газету «Правда». Блогосфера, разумеется, лишена неизбежного канцелярита и характерной политической лексики тех времен, но в целом верно следует правдинским традициям, не позволяя мне забыть о том, что в Америке бессердечные богатеи вкупе с одуревшей от запаха крови агрессивной военщиной изгоняют за долги из дому на улицу миллионы трудящихся и безработных, где их немедленно расстреливают гангстеры, расисты и просто городские сумасшедшие.

Вот такие злодеи



Причем если к описанию блоггерами общественных реалий Америки у меня особых претензий нет - может быть все так и происходит в какой-то неизвестной мне части страны, то в описании феноменов природных иногда случается явный перебор - большинство русскоязычных блоггеров рассказывали друг другу о том, как Америка замерзла вместе со своим Ниагарским водопадом, ни мало не смущаясь тем, что водопад продолжал себе падать невзирая на все те ужасы, о которых мы могли прочитать.

И тем не менее, читать такие блоги бывает интересно, потому что важны не только факты (которые в блогах нередко игнорируются или преувеличиваются в зависимости от «направления»), но и мнения. Иногда мнения бывают даже особенно интересны, потому что поворачивают известные нам факты неожиданной для нас стороной, взгляд на которую оказывается очень поучительным.

Действительно, в Америке немало проблем, у которых есть немало причин. Некоторые из них специфичны для нее; таково например, господство на вполне уже секулярном уровне кальвинистского взгляда на связь материального благосостояния и Божьего благословения. В этой картине мира успех и есть доказательство любви Бога (или что там ее заменяет для неверующих), а следовательно, и правоты. Успех в этом утверждении не означает банального богатства, а например, победу в войне из которой выводятся особые мессианские права победившего государства.

Некоторые из проблем не специфичны для Америки, но специфичны для любой страны, строящей мировую империю. Некоторые характерны для всех без исключения стран, общественные взгляды в которых опираются на продукты жизнедеятельности Эпохи Просвещения. Некоторые неизбежно следуют из экономических отношений. Так или иначе, проблем немало, и причины у них веские.

Поэтому бывает любопытно взглянуть на них с неожиданной стороны. Естественно, что подобный взгляд включает в себя упрощение как неизбежный его элемент. Таким взглядом мне показался обзор текущего состояния здешних нравов консервативной журналисткой Шарлоттой Хейз, недавно выпустившей книжку «С каких пор белое босячество стало новой нормой?» С подзаголовком «Леди-южанка задает неуместный вопрос».

Несколько слов о названии. Дословно в нем используется словосочетание "white trash" - презрительное название для белых жителей социального дна деревенской Америки, особенно Юга и Великих равнин. Дословно trash может обозначать мусор, отходы, всякий хлам, «отстой». Следуя русской литературной традиции я назову этих людей босяками. Можно было бы называть их голодранцами, оборванцами или нищебродами. В слове есть и отзвук «жлоба», но слово жлоб слишком многозначно. Можно было бы свериться с хорошими русскими переводами Фолкнера, где это понятие должно упоминаться, но я же ж в ЖЖ же пишу ж, так что последнее исключается по причине недостатка времени.

Общий настрой книги мадемуазель Хейз таков - нормы жизни босячества, которые совсем недавно считались недопустимыми в обществе, сегодня вырвались из тихих заводей на стрежень (т.е., разумеется, из маргиналии в мейнстрим). То, чего люди прошлых поколений избегали как только могли, прикладывая нередко недюжинные усилия, стало предметом гордости.

При этом автор сразу же объясняет, что под «босячеством» она понимает состояние не финансов, а ума (можно было бы сказать «души», но это может быть неприемлемо для тех, кто не верит в ее существование). Таким образом, мусорщик, который ведет себя должным образом, является джентльменом, а звезда ТВ шоу при всем его/ее материальном благополучии и популярности нередко является образцовым босяком.

К характерным чертам босячества Шарлотта Хейз относит безответственность, бесстыдную жадность, невежественный эгоцентризм и вызывающее безразличие к людям. «Культура босячества вышла на широкую дорогу. Она больше не ограничена дикими привычками странных людей в страдающем от бедности захолустье; она на реалити-ТВ в каждом американском доме.»

Основная идея книги может быть выражена в двух приведенных в ней мыслях. Одна из них слегка специфична для Америки или, по крайней мере, сказана американцем об Америке. Томас Джефферсон писал: «Силу республике придает поведение и дух народа. Их упадок станет язвой, которая скоро разъест до основания законы и конституцию.» Вторая мысль принадлежит Арнольду Тойнби (из «Исследования истории», глава «Душевный разлад») о том, что знаком деградации общества является имитация манер и привычек низших классов, которая говорит о том, что общество изменило своим ценностям.

Книжку вообще не стоит пересказывать, потому что автор последовательно анализирует таким образом очень многие вопросы - любовь американцев к татуировкам, страсти к обжорству, безответственности в финансовых вопросах, неряшливости в одежде, потери уважения к приватности - своей и окружающих людей, а также распаду семьи. Во всех этих тенденциях она видит переход общества от джентльменских норм к нормам босяцким.

Но все это только присказка. Я не мог без нее обойтись, чтобы стало понятно откуда берется то, о чем я собираюсь рассказать. В книжке есть отдельная глава, которая называется «Босяцкий буддизм». О ней я и поведу речь. Предваряя ваши вопросы, скажу, что из книги становится ясно, что автор был воспитан в епископальной семье, а впоследствии перешел в другую конфессию. Сведения из сети указывают, что перешла она в католичество, что вполне согласно также и духу того, о чем она пишет (епископальным достается от автора больше, чем многим другим).

Замечу также, что ее взгляд на религиозную жизнь Америки весьма однобок - мадемуазель Хейз рассматривает только одну сторону вопроса. Она вполне осознает, что этот взгляд не охватывает всей проблемы в целом, но не считая его единственно важным или хотя бы самым важным, она считает его достаточно важным в смысле перехода общественных норм от джентльменства к босячеству. Именно поэтому она и заводит речь об этой проблеме.

Автор начинает главу тем, что вспоминает, как в старые времена для белого босячества в Аппалачских горах было характерно быть пятидесятниками-харизматами, нередко практикующими ритуал общения со змеями; наряду с говорением на «языках» они считают доказательством сошествия на них Святого Духа способность брать в руки ядовитых змей. Так вот, эти говорящие со змеями люди были гораздо более знающими, чем босяки-nouveau.

Проповедник и змеедержец У. Тинкер
На щите около его молельной палатки такое объявление (с несколькими ошибками):
"Церковь Иисуса Христа. Службы оживления веры. Проповедь к заблудшим овцам дома Израиля. O последующих знамениях. Питие ядов. Манипуляции со змеями. Лечение наложением рук."


А вот и сами манипуляции. Это уже другой человек. Сзади видно музыкальную поддержку.


«Готова в любой момент поставить на харизмата-змеелова против одной моей знакомой - при этом я уверена, что на вас произведут должное впечатление ее дипломы - если они вместе будут участвовать в «Что? Где? Когда?» Когда вам приходилось в последний раз говорить змеелюбу: «Слышь, братан, Иисус ведь не был распят в Пепельную Среду*.» А подруга моя долго сопротивлялась, пока я не убедила ее, использовав при этом все мое красноречие, что правильным ответом будет Великая Пятница… Вам не нужен диплом из Плющовой Лиги, чтобы быть босяком в вопросах религии, хотя этот диплом несомненно помогает.»

«Если вам когда-нибудь случится завести разговор о религии с незнакомым человеком, то нет сомнения, что через несколько секунд будет произнесено это ужасающее клише: «Я совершенно не приемлю организованной религии». Это и есть краткое изложение босяцкой веры: горделивой, невежественной и неряшливой. То, что раньше было уделом Аппалачии теперь расцветает повсюду. Разумеется, эта ремарка об "организованной религии" будет произнесена с видом превосходства. Но на самом деле это пример белого босячества в своем самом чистом виде.»

Отчего и почему это так, я расскажу в следующей серии (надеюсь, что завтра), потому что предисловие совершенно подорвало мои силы.

* Начало Великого Поста у католиков.

краеведение, церковь и общество, богословие кота Леопольда, Васисуалий Лоханкин, книги, добрый доктор ухоглаз, социальность как она есть, блоггерство и ЖЖейство, поток сознания

Previous post Next post
Up