В последнее время этот журнал стал частенько возвращаться к теме надвигающегося на счастливое человечество Дивного Нового мира. Признаюсь, это не результат ни кропотливого расчета, ни фобий хозяина журнала, а чистой воды совпадение. Просто уж очень этого в воздухе много летает.
После того, как я написал о
недоверчивом поколении сторонников Прогресса и всего того, что он несет с собой, я наткнулся на сообщение СиЭнЭн о нелепом
иске одной из жертв Прогресса, недовольной недостаточной его прогрессивностью. Постоянный контакт с подобными историями не может не вызывать у очарованного Прогрессом поколения диссонанс между дозволенными мечтаниями и натуралистической и склочной действительностью, естественно приводящий к настороженности.
Напомню, что проблема жертвы Прогресса заключалась в том, что она была рождена мужчиной, а затем героическими усилиями хирургов и терапевтов превращена в существо, признанное в качестве женщины штатом Калифорния. Поводом же для иска стало разногласие между упомянутым штатом и некоторым коммерческим предприятием.
На следующий день в руки мне попалось приложение к студенческой газете самого знаменитого университета нашего городка, целый разворот которого (с хвостиком!) был посвящен некогда нашумевшей теме о введении Фейсбуком, кажется, 56 дополнительных возможностей выбора пола. Если вычесть рекламу, то это был самый главный материал номера, который был подан под названием "Мы те, кто мы есть".
Фейсбуком я почти не пользуюсь и поэтому решил почитать, что же пишут студенты об этом эпохальном событии. Оказалось, что случай с
несчастной Хлоей Джонсон совершенно элементарный. В отличие от скучных «цисов» (cis persons), которые считают, что они того пола, к какому относятся с рождения, Хлоя принадлежит к «трансам», а именно к «трансам» типа male to femal (MTF). Но и ее случай оказывается банальным на фоне истинного пира фейсбучного духа.
С массой примеров из жизни нынешних студиозов в статье увлеченно рассказывается о таких возможностях, как «подвижный (или изменчивый) гендер» (gender fluid), а также “пангендер”. Первый означает, что индивид постоянно меняет свою гендерную идентификацию, а второй, что он считает себя и тем, и другим, и третьим, и стопятьдесятым. Казалось бы, что “пангендер” это тоже самое, что и “бигендер”, но это не так. Бигендер осознает себя связанным только с двумя гендерами, а у пангендеров таких конформистских пут не имеется. Не забудем при этом, что бигендер совсем не обязательно считает себя мужчиной и женщиной. Речь идет о любых двух, а не только о скучных цисах.
Но есть и такие банальные, которые считают, что в них обитает дух мужчины и женщины. Их так и называют “двоедухи” (two-spirit). Чтобы сделать этот выбор хотя бы немного интересным, Фасебук и студенты-газетчики добавляют в него перцу, ссылаясь на факт, что такое двоедушие является элементом культуры американских индейцев.
Двоедухи
Если все это не подходит придирчивому пользователю (а именно таковы жизненные истории некоторых описанных в статье студентов), то всегда можно использовать такой выбор как «гендерная вариация». Это будет означать, что ваш случай не вмещается в стереотипы восприятия. Если немного смущаетесь пафосной многозначительности этого термина, можно выбрать простое «ни тот, ни другой». А если вы бы и рады выбрать «ни тот, ни другой», но не можете согласиться с нелепой идеей о существовании всего двух полов, которая подразумевается ответом «ни тот, ни другой», можете выбрать просто «иной».
Одного я не понял - кто и как собирается придумывать специфичные для всех этих вариантов местоимения. Речь об использовании местоимений в статье заходила пару раз, но как-то невнятно. Мне известны всего три личных местоимения: «он», «она» и непереводимое ze (искаженный на манер французского произношения определенный артикль the). Последним активно пользуются гендерные меньшинства, но не могут же они все пользоваться одним местоимением. Это еще похуже будет, чем пользоваться всем факультетом одной зубной щеткой.
Может показаться, что это просто преходящая мода или молодежный стеб вроде олбанского языка. Хотелось бы на это надеяться. Но мне кажется, что положение этой темы на пересечении двух неизменно возбуждающих человека устремлений - первичных инстинктов и революционных преобразований окружающего мира, будет обеспечивать ей популярность и надежное место среди передовых идей на долгие годы вперед.
Вселяет некоторый оптимизм факт, что даже при том, что студенческая страховка оплачивает медицинские процедуры, связанные с "утвержением гендера", процент пустившихся в такой анабасис студентов даже энтузиасты Дивного Нового мира оценивают в "слегка более 1 на тысячу".