О Расселе, Колумбе, инквизиции и плоской Земле (часть 2)

Mar 14, 2012 10:00

Продолжаем разговор о книге Джеффри Рассела «Выдумка о плоской Земле». В первом выпуске этой темы (тюк) речь шла о том, что в отличие от распространенного некогда заблуждения, которое давно уже исправлено в академических работах, но продолжает свое прозябание в популярной культуре, в Средние века не была распространена идея о том, что Земля плоская.

Напротив, подавляющее большинство тех средневековых авторов, которые высказывались по обсуждаемому вопросу (за одним исключением), утверждали, что Земля имеет сферическую форму. Таким образом, средневековые мыслители, начиная от 5 века и заканчивая эпохой Великих Географических открытий, вполне следовали традиции античных мыслителей, большинство которых придерживалось этой точки зрения по крайней мере с 5 века до Р.Х. (Большинство, но не все! Например, Демокрит не считал Землю шарообразной, но любят его почему-то не за это, а за атомизм и диалектику.)

Если вспомнить о том, что средневековые авторы обычно основывали свою натурфилософию на работах Аристотеля, приверженность идее шарообразной Земли в Средние века не кажется странной. Тем не менее, борцы с суевериями темных веков готовы возразить, что не стоит смешивать взгляды передовых людей своего времени с мракобесием церковников. Уж эти-то инквизиторы точно сжигали за отступление от генеральной линии церкви, гласящей, что Земля плоская.

Первое же неудобство носители этой точки зрения начинают испытывать от внимательного анализа списка авторов, о которых шла речь в первой части заметки, потому что многие из этих авторы и есть самые что ни на есть настоящие церковники: монахи, священники (Беда Достопочтенный - ударение в имени на первый слог, чтобы не перепутать с яхтой капитана Врунгеля, Эриугена, Роджер Бэкон, Фома Аквинский), и даже епископы с кардиналами (Исидор Севильский, Вергилий Зальцбургский, Рабан Мавр, Пьер Д'Айли).

Вот портреты (признаюсь, не всегда прижизненные ☺) некоторых из них. Естественно, я отдавал предпочтение тем, на которых явно видна «церковная принадлежность» автора.

Беда Достопочтенный



Исидор Севильский



Виргилий Зальцбургский



Пьер д'Айли



Некоторые из упомянутых авторов, действительно, вступили в конфликт с церковью (Бэкон). Некоторые из их идей, действительно, не были ей приняты (Эриугена). Но даже в этих случаях шарообразность Земли не играла роли в конфликте. Тем более, что многие из перечисленных авторов канонизированы католической церковью (Беда Достопочтенный, Исидор Севильский, Фома Аквинский, Вергилий Зальцбургский). Беда Достопочтенный, с полным основанием считающийся основателем английской истории за свою книгу о церковной истории англов (дорогая Л, еще раз спасибо за подарок!), и всем хорошо известный Фома Аквинский признаны католиками учителями церкви.

Если обратиться к святоотеческим трудам, написанным в период поздней античности, то и в них мы не увидим требований считать Землю плоской. Василий Великий в 4 веке писал, что Земля, вполне возможно, шарообразна и что ее окружность подсчитана, но библейские аргументы, которые могут быть приведены в пользу плоской Земли не стоит игнорировать до тех пор, пока философы не определятся по этому вопросу, так как среди них не существует единого мнения. (В этом месте “Бесед о Шестодневе” Василий Великий упоминает несколько моделей строения Земли, принятых различными философами.) При этом вопрос этот не должен иметь значения для монахов, пишет свт. Василий, которым подобает славить Бога вне зависимости от того, какую форму имеет Земля.

Блаж. Августин (354-430) писал о том, что Библия не дает определенных ответов на вопрос о форме и размере мира и что вырывание неподходящих библейских цитат из контекста для споров с языческими философами приводит только к тому, что христианский полемист может выглядеть глупо. При этом блаж. Августин писал также и о том, что Земля, судя по всему, круглая.

Св Иоанн Дамаскин (675-749), суммируя святоотеческие взгляды, говорил, что форма Земли и вселенной не имеет значения для духовной жизни христианина, и если философы докажут, что Земля имеет сферическую форму, значит так оно и есть.

Однако, сторонники плоской Земли несомнено существовали. В первой части был упомянут Косма Индикоплов (6 век). Во времена поздней античности было еще несколько убежденных сторонников плоской Земли: Лактанций (ок. 265-345), Севериан Габальский, Феодор Мопсуэтсийский (современники блаж. Августина), и возможно, Диадор Тарсийский (4 век, его взгляды мы знаем только по их критике).

Для того, чтобы понять, насколько их мнения по этому вопросу повлияли на церковную мысль, стоит посмотреть на отношение других христианских авторов к этим взглядам. Выше шла речь о том, что блаж. Августин считал, что христианам не стоит в спорах об устройстве физического мира использовать библейские цитаты вне надлежащего контекста.

Более того, мнение Диадора Тарсийского о том, что Земля плоская, мы знаем только из сочинений свт. Фотия, патриарха Константинопольского (9 век), который критиковал за отрицание шарообразности Земли и упомянутого Диадора, и Косму Индикоплова. Мнение Космы по обсуждаемому вопросу еще раньше отвергал Иоанн Грамматик, современник Космы (ок. 490-570).

Иоанн Грамматик, в согласии с блаж. Августином и многими святыми отцами, писал, что заявления, касающиеся устройства физического мира, явно противоречащие наблюдениям и здравому смыслу, выставляют христиан глупцами в споре с язычниками. Тут нельзя, конечно, не сказать, что богословские взгляды Иоанна Грамматика были осуждены как ересь в конце 7 века. Но осуждение это было вызвано его мнением о природе Бога; вряд ли это мнение представляет интерес в контексте разговора о представлениях Церкви о форме Земли.

Итак, Церковь ни в античности, ни в Средние века не предъявляла христианам требований признать Землю плоской. Многие известные отцы церкви и христианские писатели считали ее вполне шарообразной. Многие говорили о том, что форма Земли не имеет значения для духовной жизни христианина. Некоторые, действительно, считали Землю плоской и считали это существенным, но это мнение подверглось критике вполне авторитетными для церкви личностями и не оказало значительного влияния на средневековую мысль.

Несомненно то, что во времена Колумба идея о шарообразности Земли была вполне принятой мирскими и церковными учеными, а также всеми, кто имел доступ к книгам. Мнение необразованных современников Колумба стоит оставить за рамками обсуждения, так как оно, строго говоря, нам не известно, а во-вторых, не могло повлиять на потенциальные споры героического и передового Колумба с мракобесными и ретроградными церковниками.

Вот что нас должно интересовать - имел ли место пресловутый спор между Колумбом и попАми? Пытались ли церковники остановить отважного мореплавателя? Играла ли во всем этом роль испанская инквизиция?

image Click to view



Отвечу вам простодушно, не тая: и спор был, и церковники еще как сдерживали нашего героя. Все было именно так. Об этом речь пойдет в следующей серии.

книги, наука, история, споры

Previous post Next post
Up