Война прогрессистов с монументами - и в ком же из них отсутствует жизнь?

Jul 21, 2020 19:26

Не раз уже заходила в журнале речь о ненависти к прошлому, которую испытывают в США борцы за светлое будущее. Одним из наглядных проявлений этого чувства является тотальная война с памятниками.

В прошлых моих заметках с пометкой "серые и синие" я упоминал о студентах Университета Миссисипи, которые в 1861 году почти в полном составе записались в Read more... )

прекрасный новый мир, краеведение, серые и синие, история, вот ведь какая загогулина получается, Шпенглер-шоу, беседа с неодушевленным предметом, добрый доктор ухоглаз, социальность как она есть, поток сознания, vivat academia

Leave a comment

Comments 138

aeromamont July 22 2020, 16:56:21 UTC
Когда несколько лет назад читал ваши посты о путешествиях, поражался обилию памятников участникам гражданской войны с обеих сторон. Очень импонировало, что люди бережно относятся к своей истории.
Радовался за такую особенность американцев и считал, что в этом всем стоит брать с них пример.
Но вот, прошло немного времени, и стало у них, как у всех. Очень жаль, потому что стран, где не борются с памятниками, кажется, не осталось.

Reply

partizan_1812 July 22 2020, 18:15:10 UTC
Очень рад Вас видеть.
Да, я когда это увидел много лет назад, очень радовался тому, что общество «разрешает» прошлому быть сложным, а не упрощенным, однобоким. Но рано радовался.:(

Reply


nobody_15 July 22 2020, 17:00:16 UTC
"приближающий деланное для них будущее ( ... )

Reply

partizan_1812 July 22 2020, 18:55:51 UTC
Спасибо за опечатку. Это меня вечно компьютер правит, иногда я пропускаю нежеланную правку.
«Желанное для них», конечно.

Искренних среди них не так много и большинство искренних не слишком знающие. Аналогия с Лениным хромает. Ленинский период истории характеризуется попыткой ленинистов перечеркнуть историю России и начать с нуля. Ничего такого в США не было, хотя памятник королю Георгу таки завалили сгоряча. Так там и война была. А те памятники, которые рушат сейчас никогда не сооружали ВМЕСТО предшествующих. Тем более, что речь идет и о памятниках основателям США, Колумбу и т.д. Никакие из памятников, которые сейчас разрушают или переносят, не получается сравнить с памятниками Ленину.

Мне кажется, что сравнения с древним Израилем и Христианской РИ уже не годятся. Те общества были консервативнейшими и не имели технических возможностей для зачистки истории. Будет хуже.

Reply

nobody_15 July 23 2020, 21:06:10 UTC
"Мне кажется, что сравнения с древним Израилем и Христианской РИ уже не годятся. Те общества были консервативнейшими и не имели технических возможностей для зачистки истории. Будет хуже."

- Ну, в Вавилоне и Китае технические возможности находились, до такой степени, что, как я понимаю, некоторые периоды истории Китая известны крайне мутно, а в Вавилоне, если бы не тов. Бероз(с), все тоже было бы крайне мутно. Насчет "будет хуже" тоже не знаю, можно на одном диске очень-очень много книжек хранить, в древности такого не было. Но, конечно, из централизованного доступа изъять все, подчистив интернет, тоже очень легко.

Reply

partizan_1812 July 23 2020, 22:35:31 UTC
>>некоторые периоды истории Китая известны крайне мутно

Да, но тогда вообще записей было мало. И давно это было. Вряд ли речь идет о целенаправленном стирании истории. А я говорю о мире, в котором история меняется по мере надобности; хоть через пятилетку, хоть через год.

На диске можно, но будет ли он у Вас? Все просто будут использовать iCloud, а он может меняться в любое время.

Reply


vmcshin July 23 2020, 18:16:45 UTC
>А вдруг возможно? Мне все же кажется, что нет.

Это зависит от того, какой период времени рассматривается - краткосрочный или долгосрочный. Если говорить о краткосрочном периоде - то вполне возможно, в конце концов, даже падение с вершины небоскреба занимает некоторое время. Если же говорить о долгосрочном периоде - то совершенно определенно не возможно.

Reply

partizan_1812 July 23 2020, 22:25:14 UTC
И я так думаю, но чисто из академического любопытства меня занимает вопрос - a и правда, общество без истории, без ощущаемого его членами прошлого, может ли оно в принципе существовать. Мне кажется, что совсем без - не может, по крайней мере долгосрочно (как человек без памяти). Но что если история будет создаваться ad hoc, так сказать, и быстро меняться по мере надобности (это, как раз то, что я думаю и придет). Она как бы будет и как бы ее не будет. Безусловно, не будет интереса к ней. Профессиональные историки будут двух видов - посвященные (те, которые участвуют в изменениях) и массовые, так сказать, в которые будут брать людей беспринципных и с моторкой памятью (а таких будет абсолютное большинство).

Reply

vmcshin July 24 2020, 21:11:21 UTC
>Мне кажется, что совсем без - не может, по крайней мере долгосрочно (как человек без памяти ( ... )

Reply

partizan_1812 July 24 2020, 21:40:42 UTC
Спасибо за ссылку. Впечатляет.

Разумеется, для текучей истории требуется абсолютный контроль. Но в свою очередь и текучая история является одним из средств этот контроль установить.

>>как быть с вымиранием людей, которое обязательно наступает при социализме?

А представьте себе, что он победил в мировом масштабе. Бояться внешних врагов не надо, только внутренних. Люди живут бедненько, но на еду хватает. А то, что у них нет отдельных квартир, автомобилей, гаджетов, которые изобрели бы, если бы мир был другим, для них неважно. Сравнивать им не с чем; другого мира нет, а "история" говорит, что до революции лапу сосали и друг друга ели.

Reply


tokurow July 23 2020, 18:28:20 UTC
> Но мне кажется, что отсутствие прошлого окажется невыгодным даже для вождей и энтузиастов грядущего.

Ну так, когда с соседом по улице меня объединяет не несколько столетий общей исторической судьбы, а только текущее почтовое отделение (а с жителем соседнего города так и вообще ничего), то нафига мне беспокоиться о делах иллюзорного (в данном контексте) государства? Лучший способ развалить страну - убедить её граждан, что она не более, чем бюрократический инструмент их подавления.
Покойный т.Ленин соврать не даст. }:->

Reply

partizan_1812 July 23 2020, 22:30:39 UTC
Совершенно верно. Люди недальновидные могут над этим посмеяться, но в обществе без истории будет не за что зацепиться начальству, чтобы нажать на реально существующую скрытую кнопочку. Да и кнопочки этой не будет.

Возьмем что-нибудь сталинского "братья и сестры" 3 июля 1941 года. Это ведь кнопочка - скрытая, даже вроде бы подлежащая демонтажу незадолго до этих событий. Но вдруг понадобилась, и она вот есть.

Да все, что угодно, от апелляций к величию Рима до утверждений об исключительности США. Все подобные подходы станут невозможными.

Reply

nikolay_zaikov July 24 2020, 19:57:23 UTC
Вы чем-то напоминаете поляков в 1939 году, которых вовсю завоевывает внезапный Гитлер, а они поверить не могут: да не может быть, нельзя Германии нас завоевывать, это же недальновидно, мы же защищаем весь цивилизованный мир от варварских коммунистических орд...
Так и вы вообразили себя очень важной скрепой американской демократии, которую нельзя демонтировать - а вас тем не менее демонтируют и в ус не дуют. Васька слушает да ест.
Что там нового у вас? Читал, очередной расизм обнаружен - в изображении архангела Михаила, который наступает пяткой на горло черному демону, а тот задыхается, аки Флойд?

Reply


Leave a comment

Up