Этот текст - о бескорыстной деятельности в обычных делах в жизни.
Бескорыстная деятельность в обычных делах в жизни на языке санскрита носит название "карма-йога".
Если говорить об этом термине, то "йога" - это соединение с сакральными измерениями самих себя. А одно из основных значений слова "карма" - деятельность.
Таким образом, термин "карма-йога" означает соединение с сакральными измерениями самих себя через деятельность.
Другими словами, карма-йога - это практика действий, которые делаются в неэгоистичном состоянии.
По сути, карма-йога - это медитация во время обычной жизнедеятельности.
Этот текст написан в разговорном стиле, в виде монолога, обращённого к собеседнику.
Карма-йога - это когда ты делаешь действия бескорыстно, без ожидания каких-либо психологических наград за это, что тебя кто-то похвалит, или тебе улыбнутся, или о тебе хорошо подумают, или тебе за это дадут рай после смерти, или тебе дадут за это деньги, или к тебе будут хорошо относиться, дадут тебе какие-то материальные блага, ты себя таким образом подстраховываешь на благополучную старость, благодаря хорошему отношению к тебе - это всё корыстные действия, это не карма йога. Карма-йога - это когда ты абсолютно бескорыстно делаешь какие-то вещи, совершенно не ожидая от этого в будущем никаких благ. Единственная цель, которую ты преследуешь в карма-йоге - это ты ожидаешь от карма-йоги изменение своего состояния на более духовное. То есть, ты с помощью этих действий хочешь получить изменение своего состояния, чтобы твоё состояние стало более чистым.
Это проявляется 4-е измерение. Это способ входить в 4-е измерение через действия.
Карма-йога - это также путь любви. Когда ты чувствуешь, что ты желаешь другому человеку добра. И из этой любви ты просто делаешь что-то для другого человека, соответственно, не ожидая за это никаких наград. Тебе нравится это делать и ты просто получаешь удовольствие от того, что ты это делаешь, от того, что ты удовлетворяешь своё желание - желание человеку добра.
Ты готовишь еду, человек кушает, ему хорошо - и тебе этого достаточно, тебе больше ничего не надо.
Бескорыстие, сочетающееся с желанием, чтобы человеку было хорошо.
И тебе больше ничего не надо. Тебе не надо наград.
Это и есть настоящая забота.
Надо за собой следить и наблюдать. Если ты замечаешь, что у тебя появляется мысль о награде, в любой форме - надо это дело пресекать. Включать понимание, что ты делаешь это дело не для награды. Надо прикладывать некоторое усилие, чтобы очищать свои действия от корысти. Это и есть карма-йога.
Ты не ищешь в будущем каких-то благ от того, что ты делаешь сейчас.
Ты это делаешь для того, чтобы улучшать своё состояние - чтобы сейчас у тебя было духовное состояние, полностью принимающее всё, любые трудности. Ты таким образом вырабатываешь внутренний стержень.
И именно этот стержень будет для тебя опорой в будущем. Не какие-то материальные блага. А именно сама внутренняя устойчивость. Которая позволяет очень материально бедному человеку жить счастливо, на минимальных потребностях - и он будет радостный, счастливый, блаженный.
Вот это в себе надо взращивать. Это самое большое богатство.
И это даёт этот подход.
Нет смысла жить по-другому. Жалко времени.
Жить по-другому - это впустую тратить время.
Ты можешь каждую минуту использовать для того, чтобы увеличивать внутреннюю силу, этот духовный стержень.
Духовное состояние - это понимающее, принимающее, любящее, нестяжательное, бескорыстное, не ропщущее (не ноющее, не капризное), благодарное, сострадательное, терпеливое состояние.
У тебя больше принятия, больше внутренней тишины, больше спокойствия, меньше капризов, вырабатывается терпеливость, устойчивость к дискомфорту, непривязанность к комфорту, твоё состояние становится более мирным, более психологически устойчивым.
Вот к чему надо стремиться.
Надо стремиться к духовному состоянию. Стремление к духовному состоянию сделать своей целью.
Нужно ставить себе более высокую цель.
Эта цель - достижение духовного состояния, стремление к духовному состоянию.
Если к этому не стремиться, не работать над этим - то это означает просто тратить время впустую.
Нужно с принятием и без недовольства относиться к дискомфорту. К любому дискомфорту - физическому, эмоциональному, ментальному, дискомфорту от всплывающих прошлых жизней, к дискомфорту от сущностей.
Не обращать внимания, не ценить свои добрые дела, не ценить свои таланты, какие-то особые способности, если они есть - не считать, что это имеет вообще какое-то значение.
Это и есть карма-йога - когда ты делаешь что-то, но не считаешь, что эти добрые дела чем-то тебе могут помочь, что ты за это что-то получишь. Делать их надо, но не надо думать о том, что ты делаешь добрые дела, и не надо помнить о том, что ты их делаешь.
Посредством чего это достигается, за счёт чего?
Пониманием и медитацией на 4-е измерение в течение всего дня.
Добрые дела, которые ты ценишь как добрые дела, как заслугу - это уже не доброта, а расчёт. Ты делаешь что-то для кого-то и рассчитываешь что-то за это получить. Это уже торговля.
Расчёт - это ум.
А настоящие действия, которые являются ценностью - это то, что является ценностью само по себе. Если ты делаешь что-то, что ты любишь, - например, ты погулял, полюбовался природой, получил приятные впечатления от этого, от самого процесса, и у тебя нет больше нужды получать приятное состояние за счёт того, чтобы потом хвастаться, потому что ты и так удовлетворён самим процессом.
Когда я говорю об удовольствии от процесса, я имею в виду удовольствие, которое идёт из глубины.
На периферийном уровне, например, ты испытываешь приятные физические ощущения, приятные эмоциональные ощущения. Это тоже приятно. Это тоже удовольствие.
Но удовольствие от процесса, о котором мы говорим, - это не только эти периферийные удовольствия.
Это, прежде всего, переживание 4-го измерения.
Ведь, когда ты испытываешь удовольствие на периферийном уровне, у тебя ум становится тихим, а во время тишины ума 4-е измерение проявляется более интенсивно, более ощутимо. И ты переживаешь 4-е измерение.
Так что более правильно сказать даже не удовольствие от процесса, а удовольствие во время процесса какого-то действия.
Потому что главное, о чём мы говорим, это, конечно, о переживании 4-го измерения.
Если ты кушаешь вкусную еду, тебе достаточно просто самого удовольствия во время процесса - это периферийные приятные ощущения и переживание 4-го измерения.
И тебе не нужно потом пытаться получить приятные впечатления от хвастовства, что ты поел, а кто-то не поел, что ты поел что-то более полезное. Ты ум не включаешь, чтобы ощутить ещё какие-то приятные ощущения через ум. Ты просто кушал что-то, был в процессе и тебе было хорошо - и тебе этого достаточно, ты больше не ищешь через это действие приятного. Ты ищешь приятное только в самом действии, т.е. во время самого действия, и на этом останавливаешься. Ты получил в процессе действия приятное, у тебя начинаются другие действия, в которых ты тоже ищешь приятное. Ты ищешь приятное в процессе, а не в том, чтобы думать об этом. Жизнь продолжается, и ты учишься находить приятное в процессе жизни. Ты живёшь и ты всё время в блаженстве от процесса. В каком бы ты процессе ни находился, в каждом процессе ты что-то находишь и радуешься.
Если человек получает удовольствие во время процесса, он это не собирает, не скапливает в памяти, чтобы потом это использовать для хвастовства, для "значимости".
Ты просто живёшь, жизнь продолжается, ты продолжаешь получать приятное.
Есть интерес в том, чтобы искать приятное в самом процессе жизни.
- А если в том действии, которое я делаю, мне неприятно?
- Значит, это надо назвать дискомфортом.
Тогда тебе надо искать приятное в принятии дискомфорта. Потому что принятие дискомфорта - это приятно. Это духовное приятное. В этом случае ты переживаешь удовольствие только от переживания 4-го измерения.
Или от осознавания 5-го измерения, при котором ты чувствуешь свободу от периферии.
Можно ведь в таких ситуациях входить в осознавание 5-го измерения.
И вот такую жизнь можно назвать жизнью в настоящем.
Ты что-то для кого-то делал, в процессе этого действия тебе было хорошо, - и тебе этого достаточно, ты больше не пытаешься получить приятное через что-то другое, через мысли об этом, через хвастовство, через ожидание наград. Ожидание награды - это уже ум будет пытаться получить что-то.
Задача - получать приятное не через ум. А через чувственное, включая чувство блаженства 4-го измерения. Это жизнь через чувства, а не через ум, мысли.
Ты мыслями пользуешься как вспомогательным, обслуживающим инструментом, но ты не пытаешься приятное получать через мысли.
Каждый момент в жизни - это некие чувства. Ты продолжаешь искать приятное в чувствах, прежде всего, в переживании 4-го измерения, которое проявляется в виде целого спектра высокочастотных чувств. Ты не бросаешь это.
Ты сделал для кого-то что-то, тебе было приятно в этот момент - ты желал человеку добра, ты этим удовлетворяешься. Ты это сделал - жизнь продолжается, ты дальше ищешь что-то внутри.
Ты не возвращаешься назад в память. Потому что это не важно. Это менее важно чем то, что сейчас ты можешь продолжать что-то искать приятное в чувствах.
Нужно всё время идти вперёд и не поворачиваться назад.
Нужно всё время быть живым. Всё время чувствовать.
Как человек попадает в ловушку получения приятного через мысли?
Это происходит тогда, когда ты испытываешь дискомфорт и ты его при этом не принимаешь. И чтобы компенсировать эти страдания в настоящем ( а к этому относятся не только ярко выраженные негативные эмоции, психологическая боль, а и такие состояния, как скука, как что-то почти нейтральное, но не интересное для твоего ума, то, к чему твой относится как к тому, что не нравится ), ты пытаешься получить приятное через мысли.
Если тебе и так приятно сейчас, то тебе уже не нужно получать приятное через мысли.
А если ты не чувствуешь ничего приятного в настоящем моменте в чувствах, ты пытаешься получать приятное через мысли.
А надо продолжать всё равно углубляться, искать приятное, "копать сокровище своё", находить клад здесь, нырять за жемчужиной в глубину настоящего, пытаться войти в контакт с 4-м измерением или с 5-м измерением.
Если тебе сейчас неприятно в чувственном плане - это какая-то форма дискомфорта. Как минимум, есть скука. И если ты в этот момент чувствуешь только скуку - значит, ты просто невнимателен. Потому что настоящий момент очень глубокий.
Прежде всего, есть чувство присутствия, есть 4-е измерение.
Скука - это в уме.
Если ты не в контакте с 4-м измерением, значит, надо становится внимательнее, чувствительнее.
Всё время укореняться в настоящем и отказываться получать удовольствие через ум.
В этом вся суть карма-йоги.
Принятие дискомфорта.
Принятие дискомфорта заключается в том, что ты понимаешь, что для тебя поверхностные, периферийные удовольствия не являются главным.
Дискомфорт - это поверхностная, периферийная вещь. Это уровень тела, эмоций, ума. Там иногда бывает комфорт, иногда бывает дискомфорт. Когда комфорт - хорошо, но ты не цепляешься, не привязываешься, потому что понимаешь, что это может измениться. Потом могут активизироваться негативные эмоции из подсознания, негативные мысли, сущности активизируются, или пойдёт дождь, и будет дискомфорт. Но ты всё равно на более глубоком уровне чувствуешь комфорт, и ты всё время с ним вниманием в контакте - с 4-м измерением.
Ты соглашаешься ценить как главную ценность и получать основное приятное впечатление только от чувств - от 4-го измерения. И если на поверхностном уровне есть что-то приятное - вкусная пища, ещё что-то - есть это - ты благодарен, радуешься. Но при этом углубляешься глубже. Не останавливаешься на поверхностном удовольствии.
А когда нет этого приятного на периферии - ты тоже углубляешься глубже и так получаешь приятное в 4-м измерении. И ты соглашаешься ценить как главную ценность удовольствие только через это.
Каждый момент - это новый источник приятного через чувства. Это называется жизнь.
И эта способность чувствовать приятное в настоящем, получать приятное через чувства - это и есть то, что мы называем интенсивностью внимания, осознанностью, глубиной осознанности, силой осознанности. Это в себе надо развивать. Это твоя самая главная ценность. И это надо ценить больше всего.
И ради этого делать какие-то практики.
Ты карма-йогу ради этого делаешь - ты учишься всё время чувствовать приятное в 4-м измерении, и отказываешься компенсировать недостаток ощущения 4-го измерения удовольствиями с помощью ума.
Ум будет пытаться красть твоё сокровище.
Если ты будешь пытаться получать награду за свои дела через ум, то ты не получишь её в 4-м измерении.
Поэтому надо отказываться от награды ума, тогда ты получишь её в переживании 4-го измерения.
Награда от ума - это значимость, похвала, корысть, выгода, заслуги, достижения, статусность.
Надо не иметь ничего как какую-то награду.
Нужно не копить ничего.
Надо быть внутренне нищим в этом смысле.
Если ты ничего не копишь, то ты внутренне нищий.
( То есть, у тебя нет заслуг, достижений, успехов, медалей, статуса, прошлого. )
И ценишь ты больше всего переживания 4-го и 5-го измерений.
В этом вся суть духовной жизни.
Духовная жизнь так называется, потому что ты живёшь духом.
Не пытаться получать приятное через внутреннее накопительство.
А пытаться получать приятное через само ощущение жизненности, через ощущение 4-го измерения.
Карма йога - это в том числе, хотеть, чтобы другому человеку было хорошо.
Когда к тебе кто-то неблагодарен, тебя игнорирует, не даёт ничего взамен, не говорит ничего приятного, не делают для тебя ничего приятного - тебе всё равно. Потому что ты получаешь свою награду на небесах.
Небеса - они внутри. "Царство небесное внутри вас есть".
Чувствуешь это, чувствуешь 4-е измерение - и это твоя награда. А от другой награды ты отказываешься, не считая её вообще наградой, считая это вообще не важным.
Карма-йога - это другой вид медитации. Карма-йога взращивает увеличение контакта с 4-м измерением. Если ты всё время в контакте с 4-м измерением, ты отказываешься от наград ума - а карма-йога именно это взращивает. Ты соглашаешься на приятное только от чувства присутствия в процессе деятельности. А деятельность - это постоянный процесс в жизни. Ты всё время питаешься духовным. Это медитация во время обычной жизнедеятельности.
Это другой способ прийти к тому, что даёт статичная медитация. Это другой способ разотождествления с умом, в деятельности.
Человек может просто не уметь после статичной медитации сохранять состояние медитации во время деятельности. А это необходимо.
Нужно стараться заниматься деятельностью, стараясь замечать ещё и ум, все его движения, и отказываться от отождествления с ним.
Издревле людьми, стремящимися развиться духовно, периодически практиковалась монотонная деятельность длительное время, и ум в ней не мог найти ничего интересного, ему становилось скучно.
Это происходит естественным образом, если ты полдня носишь воду, рубишь дрова, подметаешь или чистишь снег.
А ты при этом отказываешься развлекаться мыслями, фокусируешься на процессе деятельности.
И тогда ты выходишь за рамки ума, ты попадаешь в 4-е измерение.
Если ум активизируется от монотонной деятельности - он хочет компенсировать. А ты должен фокусировать внимание на самом процессе деятельности. Переводить внимание на сам процесс деятельности, пока не почувствуешь проявления 4-го измерения.
Т.е. потом ты начинаешь нырять глубже процесса деятельности.
Сначала ты фокусируешься на процессе деятельности, а со временем ты будешь проваливаться глубже. Это будет самопроизвольный процесс.
Если ты не будешь давать уму забирать твоё внимание, ты будешь попадать в 4-е измерение.
Отказ от получения приятного от ума.
Мысли о прошлом: что кто кому сказал, что я сказал; или мысли о будущем: какая-то ситуация, что он скажет, что я скажу.
Какой это имеет смысл, если я отказываюсь получать приятное от оценки? Если я отказываюсь получать приятное от оценки, мне вообще тогда не важно, кто что говорит, у кого какое мнение по поводу меня. Потому что любые чьи-то слова - это оценка.
И ты тут же выходишь за рамки образа себя: становится не важно, подтверждается значимость или не подтверждается. Ты перестаёшь этим интересоваться.
Точно так же и на счёт событий: случится что-то или не случится. Если я не стремлюсь получать приятное от внешних событий: мне это стечение обстоятельств приятно, я его хочу; это мне не приятно, я этого не хочу.
Тебе становится не принципиально, ты уже не напрягаешься по поводу того, какими будут внешние события.
Чтобы только научиться этому - это уже большой труд.
Для этого нужно внимание не пленять внешними источниками приятного.
Мысли о том, что если я не буду стремиться к внешнему приятному, буду углубляться во внутреннее, и тогда внешнее приятное само придёт ко мне, - от этих мыслей нужно отказываться. Потому что в этом уже есть корысть. Должно быть по-настоящему всё равно, должно быть действительно не интересно, искренне всё равно, без задней мысли.
Нужно отказываться получать удовольствие от мыслей о прошлом, о будущем, от "значимости", от хвастовства, от тщеславия, от нытья, от жалости к себе, от празднословия, от развлечения, от отвлечения.
Не переоценивать удовольствие от периферии, не переоценивать внешние удобства, внешний комфорт.
И ещё надо практиковать внутреннее нестяжание. Нестяжание надо понимать в глубоком смысле: не считать что-то своим. И не привязываться к внешнему, т.е. не переоценивать значение внешнего.
Радость, блаженство 4-го измерения считать главными ценностями.
Карма-йога - удовлетворение тем состоянием, которое у тебя есть во время деятельности, и другой награды тебе не надо.
Если ты хочешь кому-то помочь, объяснить что-то, чтобы человек понял, чтобы ему стало лучше, а он тебя не хочет слушать или не понимает, или ругает тебя, или не благодарит - у тебя нет с этим проблем. Ты сделал то, что хотел - ты рассказал что-то человеку. Но ты понимаешь, что у человека есть выбор, как ему себя вести, что ему делать с этой информацией. Ты не стремился к результату.
Ты проявляешь свою потребность проявить то, что хотел и этим удовлетворяешься.
И тогда будет получаться так, что ум не будет загрязнять твои действия. Это называется чистота души. Ты не будешь обижаться. Ты даёшь всем свободу.
Ты сделал то, что ты хотел: ты сказал.
А дальше человек сам решает, что ему делать.
Ты не нарушаешь его свободу. Это тоже проявление любви к человеку.
Часто люди путают карма-йогу с эгоизмом.
Они могут говорить: "мне так хорошо с этим человеком".
Здесь нужно быть очень внимательными. Кому хорошо?
Эго хорошо? Или 4-е измерение проявляется в виде желания добра?
Настоящая карма-йога - это просто желание, чтобы человеку было хорошо, и всё.
Вне зависимости от меня: со мной ему будет хорошо или без меня, я ему сделаю хорошо или кто-то другой. Тогда это чистая любовь.
Всё время нужно чувствовать, что я хочу, чтобы человеку было хорошо.
И из этого состояния общаться, задавать вопросы, делать что-то, просить о чём-то.
Пропитывать своё состояние во время общения такими энергиями.
И само это состояние ценить больше, чем те блага, которые ты в будущем получишь в результате такого общения, в результате той или иной деятельности.
Потому что, нужно понимать, что с 4-м измерением можно соединиться только сейчас. Ты сейчас пытаешься углубиться, соединиться со своими сакральными измерениями. Ты сейчас это делаешь.
Ты сейчас пытаешься вниманием нащупывать ощущение 4-го измерения.
Сейчас пытаешься чувствовать желание, чтобы человеку было хорошо, сейчас переживать бескорыстие. И тогда получится, что ты всегда будешь в этом жить. А это и есть цель.
Нужно быть этим, проявлять это.
Или когда хочешь что-то узнать у кого-то, задаёшь вопрос.
Очень часто бывает какая-то невротичная требовательность: вынь да положь. Это даже в чём-то похоже на допрос, а не на просьбу о помощи.
А по отношению к человеку, которому вопрос задаётся, при этом нет любви.
Но оправдываются при этом часто тем, что "мне же нужно узнать то-то и то-то, я же духовно расту, мне нужны духовные знания".
А это чистой воды потребительство.
Поэтому, если такое есть, то это тоже нужно очищать.
Сам процесс обучения тоже должен стать частью духовной практики, духовным состоянием. Нужно пропитывать этот процесс энергией любви.
То есть, ты хочешь, чтобы тому, кто тебе помогает, было хорошо.
И когда ты задаёшь вопрос, то нужно уравновешивать желание получить знание, желание удовлетворить потребность души, и удовлетворить любопытство ума, желанием добра тому, кого ты спрашиваешь. Тогда ты не полностью вовлекаешься в ум. И проявления ума тогда уравновешиваются любовью к человеку. Тогда это не будет одним только холодным, жестоким, эгоистичным отношением.
Совсем ум невозможно выбросить, у него есть свои желания - любопытство, желание приятного: потому что я сейчас научусь, и у меня будет приятное состояние, на старости я не буду в маразме, буду блаженным - это всё ум рассчитывает.
Это всё естественные мысли для ума.
Но если человек становится только этими мыслями - это уже будет эгоизмом.
А если эти мысли уравновешиваются другими измерениями - если ты любишь в этот момент человека, с которым разговариваешь, у которого что-то спрашиваешь, - ты отсекаешь сверхценность будущих благ, которые ты хочешь получить. Мысли об этом могут быть, но ты это уже не ценишь.
Вот это и есть карма йога.
Ты ценишь состояние, которое у тебя сейчас есть. Ты его, своё состояние, пытаешься улучшить, очистить, сделать его более благодатным - сейчас. Это уже разум 4-го измерения. Он не думает о будущем.
Ты сейчас хочешь очистить своё состояние от эгоизма, ты сейчас хочешь быть в хорошем состоянии.
Ты сейчас хочешь быть в состоянии блаженства и любви.
И ты прямо сейчас стараешься переживать 4-е измерение.
Ты можешь таким образом подходить к вопросам, к беседам. Стараться насыщать процесс общения этими энергиями 4-го измерения.
Когда ты спрашиваешь о чём-то, когда ты хочешь пообщаться, ты не упускаешь самого важного - уважения к человеку, ты о нём думаешь при этом.
А не просто его используешь, когда тебе лишь бы получить только, и всё, а что там с ним будет - вообще всё равно; уставший он, не уставший, есть у него какие-то ещё дела - всё это не важно. "Хочу, он мне должен сейчас ответить на все мои допросы. Когда я от него это получу, я буду продолжать к нему безразлично относиться - любопытство я своё насытил, ум получил удовлетворение".
Своё состояние во время общения нужно делать глубже, делать добрее, делать уважительнее ( уважительнее с точки зрения бережности к потребностям другого человека, с точки зрения того, чтобы не ставить себя в центр вселенной, когда ты не обращаешь внимания больше ни на кого ).
Всё время нужно чувствовать, что я хочу, чтобы человеку было хорошо.
И из этого состояния задавать вопросы, делать что-то, просить о чём-то.
Пропитывать своё состояние во время общения такими энергиями.
И само это состояние ценить больше, чем те блага, которые ты в будущем получишь в результате этого разговора. Это тоже - карма-йога.
Потому что, нужно понимать, что с 4-м измерением можно соединиться только сейчас. Ты сейчас пытаешься углубиться, соединиться со своими сакральными измерениями. Ты сейчас это делаешь. Вниманием нащупывать ощущение 4-го измерения.
Сейчас чувствовать желание, чтобы человеку было хорошо, сейчас переживать бескорыстие. И тогда получится, что ты всегда будешь в этом жить. А это и есть цель.
Нужно быть этим, проявлять это.
Теория важна, но на теории не нужно зацикливаться.
Карма-йога - это медитация в жизни.
Нужно изучать ум, изучать его повадки, с помощью которых он может тебя уводить от переживания 4-го измерения, через какие механизмы. И когда ты это изучаешь, ты понимаешь, как тебе не вестись на это, что тебе считать главным приоритетом, главной ценностью.
И благодаря этому пониманию, благодаря вниманию, ты входишь в контакт с 4-м измерением в разных видах деятельности.
Одной статичной медитации недостаточно, потому что там ты не тренируешься в динамике, и ещё там не всплывают какие-то вещи, которые всплывают в жизнедеятельности. Это разные режимы функционирования человека.
Так как мы больше времени проводим в жизнедеятельности, надо научиться этим двум видам медитации.
В статичной медитации тебя ничего не отвлекает. А в жизнедеятельности тебя всё отвлекает. И надо научиться быть настолько же медитативной в жизнедеятельности, как и в статичной медитации. И это достигается через карма-йогу.
Нужно научиться вниманию к 4-му измерению во время деятельности. Чтобы быть всё время в контакте с 4-м измерением.