В свете животрепещущей темы о необходимости развития пассажирского транспорта, хочется обратить внимание на такую важную составляющую этой «затеи», как информирование граждан о самом движении автобусов, троллейбусов и трамваев. Ведь любая развитая транспортная система требует доступного донесения до пассажира довольно большого объема информации: расписания, маршруты, станции, схемы движения и т.д. Своеобразная «задача в задаче», у которой разнообразие решений: специализированные интернет-сайты, приложения для мобильных устройств, табло на вокзалах, остановках, и даже информационные панели, о которых, собственно и пойдёт речь. Не нужно лишний раз напоминать, в каком веке/эре мы живём и какую радость у нас вызывают технологии, особенно когда они используются в повседневности. Особенно когда они доступны и предназначены для общего пользования. Особенно когда возможность их использовать предоставляется государством.
Итак, пользуйтесь - в центре Москвы, на Тверской улице было установлено 8 «умных остановок». Главное достоинства: большая ио-панель с сенсорным экраном, которая умеет показывать прогноз прибытия общественного транспорта на каждую из остановок. Но обо всем по порядку.
Первый (второй, третий…) вопрос, который возникает при прочтении новости - почему именно на Тверской? Да, понятно, что это всё тестовая демонстрация, «оттачивание» подобных новшеств, что, казалось бы, стоит закрыть глаза на всё, кроме самой инфо-панели, но всё-таки… Ведь пассажиропоток на Тверской - небольшой. Так для кого установили-то и в чём суть тестовой эксплуатации, если пассажиров-испытателей - недобор? Постояльцев близлежащих фешенебельных отелей и посетителей торговых центров совсем не рыночного типа эти остановки мало интересуют. Да и из окон Госдумы, а также авто пролетающих мимо кортежей тоже много не разглядишь и не потрогаешь. Вобщем, с нетерпением ожидаем итогов эксперимента в условиях активного использования и надеемся, что в очередях, дабы притронуться к сему чуду, никто не подерётся.
Сама инфо-панель надёжно упакована в железный короб, защищающий её от особо сильных граждан, но… почему-то шатается. Удивление от эффекта шатания было рассеяно исследованием крепления: снизу - опора, сверху - пустота.
Прикреплять инфо-панель к каркасу самой остановки не стали, потому что антивандальное исполнение включает в себя и систему защиты «анти-опрокидывание».
Внутри всё радует глаз: трасса маршрута на картографической основе Яндекса, остановки, расписания для каждой остановки и даже прогноз прибытия автобуса/трамвая. Всё полезно и всё по делу. Но реализация… Да, уже была оговорка на пилотный проект, но почему полезнейшая информация о ближайшем транспортном средстве занимает две строки вверху и внизу панели, а всё остальное пространство отдано рекламному ролику про близкое высокотехнологичное будущее?
Скорее всего, потому что отображается информация только по 2 маршрутам - 12 и 12Ц, а в дальнейшем, когда подобные инфо-панели появятся на каком-нибудь транспортно-пересадочном узле, связывающем несколько видов транспорта, информация по каждому маршруту/виду транспорта займёт положенное ей главенствующее положение, понятно распределившись по площади экрана.
Кратко по функционалу:
- можно просмотреть маршрут с остановками на карте, для каждой остановки - расписание:
- можно спланировать, где снять деньги с банковской карты и отдохнуть после поездки в московской пробке:
- можно освежить в памяти телефоны экстренных служб:
- и заняться самообразованием, а заодно и скоротать время ожидания - почитать новости (пока почему-то про тарифы ЖКХ):
И… нет сил больше беречь основной козырь рассказа, точнее, нет мочи блефовать - прогнозирование не работает! Тут стоит предположить почему, а для этого - рассказать, как это работает.
На автобусе/троллейбусе/трамвае установлен бортовой навигационно-связной терминал ГЛОНАСС/GPS, передающий с установленным периодом навигационные данные о местонахождении «хозяина» в информационную систему, в которой и рассчитывается прогноз. Раз достоверный прогноз на табло не отображается, значит, причина либо в отсутствии/нерабочем состоянии навигационного оборудования, либо в самой информационной системе. Первый вариант отпадает (
за 2012 год оснащение подвижного состава ГЛОНАСС-фичами довели почти до 100%), так что остается грешить на реализацию… Позвольте углубиться в некие дебри, дабы разъяснить, сколько хитросплетений, достойных бразильского сериала, кроется за простым словом «прогнозирование». Лицам, злорадствующим, что ничего в России не работает и сторонникам теории «всеобщего произрастания-рук-не-из-того-места» предлагаю сразу перейти к финальному абзацу.
В информационной системе реальная трасса движения моделируется в виде последовательности точек-узлов, соединенных между собой отрезками прямой. Длина отрезков должна быть выбрана таким образом, чтобы автобус при минимальной скорости движения за одну минуту успел «переместиться» из одного отрезка в другой. Также на маршруте располагаются условные «контрольные пункты», которые разделяют вышеупомянутые отрезки и служат для определения того что транспортное средство выполняет работу на этом маршруте то есть находится в рейсе. Само табло, раскрывающее тайну прибытия автобуса, в системе задается тремя параметрами: номером маршрута, типом рейса (прямой, обратный и т.д.) и неким кодом контрольного пункта, где оно установлено. При расчете прогноза прибытия тоже хватает нюансов: выбирается ближайшее время прибытия автобуса; учитывается возможное наличие одноименной остановки в обоих направлениях. И самое главное - учитывается величина отклонения движения автобуса от планового расписания, ведь в зависимости от этой величины выбирается ещё и соответствующая модель прогнозирования: либо постоянный пересчёт времени прибытия при поступлении в систему навигационных данных, либо расчёт нормативного времени движения между контрольными пунктами.
Даже при столь поверхностном изложении затаивается мысль, что не всё так просто и появляется толика сострадания к тестовому режиму, в котором работает информационная панель на Тверской… Но при этом не покидает ощущение отсутствия логики во всей этой истории: почему сначала нельзя было на тестовом стенде, подальше от людских глаз, решить проблемы с расчётами или с поступлением навигационных данных, а уже потом выводить результат на улицы под громкие рукоплескания довольных пассажиров? Ведь в ином варианте вряд ли кто оценит шаги, которые предпринимаются городом в сторону развития пассажирского транспорта и создания удобств (в нашем случае - информационных) для людей. Хочется верить, что
тестовый период закончится единственно верным итогом - появлением хотя бы реального прогноза, делающего появление автобуса на остановке не долгожданным радостным событием, а удобной обыденностью.