Мы с Алиной проспали дольше всех. И проснулись во многом благодаря голосу, объявившему по всему кораблю, что через час прибываем в Островной. Было 10:00, и народ уже вовсю суетился, собирая вещи и сдавая постельное бельё. И только мы с Алиной никуда не спешили, так как для нас путешествие на теплоходе только начиналось. Высаживаться в Островном мы тоже планировали, но только с целью погулять пару часов по городу.
Собственно, ради Островного морской рейс и задуман. И вместе с пассажирами теплоход "Клавдия Еланская" перевозит также продукты, стройматериалы, почту, автомобили, контейнеры и так далее. Дело в том, что до Островного можно добраться только по морю. Больше никак. Теоретически можно по воздуху, но только если у вас есть личный вертолёт или если вы вызвали МЧС.
Нередко из-за непогоды рейс откладывается на несколько дней. "Мы обожаем есть просроченные продукты" - иронизировала по этому поводу подружка Марины.
В Островном находится база Северного флота России - Гремиха. Её ещё по старой памяти называют "Йоканьга", в честь одной из близлежащих рек. Именно здесь хранится и утилизируется отработанное ядерное топливо с подводных лодок. Когда я спросил у Марины, не слишком ли у них в городе фонит, она саркастически ответила: "Видишь, мы тут все с хвостами и копытами? И все ходим светимся!" - а затем добавила: "Там вообще-то люди живут. Это ж тебе не Чернобыль. В самолёте дозы поболее будут". В общем, в очередной раз подтвердился тезис, что больше вреда человеку приносит не сама радиация, а страх перед ней.
Когда корабль пришвартовался, почти все пассажиры - с чемоданами, сумками и коробками - собрались на верхней палубе. Выпускать на берег начали спустя полчаса. На выходе пограничники проверяли документы. Дело в том, что в Островной пускают либо местных жителей, либо тех, у кого заранее оформлен пропуск. Я был, разумеется, в числе вторых. Марине я помог донести чемоданы, а она, в свою очередь, попросила встречавших её родственников подвезти меня и Алину до её дома.
Таким образом, минуя Гремиху, мы приехали в один из отдалённых микрорайонов Островного, на улицу Соловья.
Надо сказать, хоть город и полузаброшенный, но мне он показался не таким мрачным, каким виделся на большинстве фотографий с просторов интернета. Возможно, на мои впечатления повлияла относительно хорошая погода или окружающая город природа. Но всё же было видно, что некоторые дома хорошенько подрихтовали, а окна в заброшенных домах не абы как заколотили, а аккуратненько заложили цветными кирпичами.
1. Утро в Баренцевом море. На берегу уже виднеется Островной.
2. Заходим в Святоносский залив.
3.
4. Остров Медвежий. Видны заброшенные постройки.
5. Гремихинский берег. На нём также заметны многочисленные брошенные дома.
6.
7. Город Островной. Где-то там утилизуют атомные подводные лодки.
8. Островной, Гремиха. Виден причал, к которому нам предстояло пришвартоваться.
9. Гремиха. Отреставрированные дома перемежаются с заброшенными.
10. Алине не терпится сойти на берег.
11. Заброшенный пирс. Раньше там останавливались топливные танкеры.
12. Чайки в небе над бухтой.
13. Наш теплоход пришвартовался, и начался долгий процесс разгрузки судна.
14.
15. Выглянуло солнце на пару минут...
16. Наш красавец-теплоход.
17. Алина позирует.
18. Разрушенный причал.
19. Вид на залив.
20. Пограничная зона. Доступ на берег ограничен.
21. Ржавый указатель. Пока ещё можно разглядеть надписи "Северный полюс", "Москва", "Севастополь", "Санкт-Петербург", "Новая Земля".
22. Автобусная остановка. Ныне недействующая. Автобусный маршрут сохранился, но начинается от площади Жертв Интервенции.
Покататься на автобусе удалось на обратном пути. А от причала до улицы Соловья нас подвезли наши новые знакомые.
23. Двор на улице Соловья. Марина и её дочь Соня живут в белом пятиэтажном доме.
24. Оставив Алину во дворе, я отправился на прогулку по местным кварталам с фотоаппаратом наперевес.
25. Один из заброшенных домов. Как видно, все окна одинаково заколочены.
26. Площадь. Конечная остановка автобуса.
27. Сфотографировал и себя на фоне всего этого великолепия. Дул сильный ветер.
28. Улица Соловья.
Названа в честь Арсения Мефодиевича Соловья - корабельного врача, героически погибшего во время аварии на атомной подводной лодке «К-8».
Другая улица микрорайона названа в честь капитана той же лодки - Бессонова Всеволода Борисовича. Но она, к сожалению, почти вся заброшена.
29. Один из памятников, напоминающих о временах процветания города.
30. С другого ракурса...
31. Панорамный вид на площадь.
32. Вид на кварталы повыше. Там уже жизни нет...
33. Площадь. Вид с возвышения. Красное здание - Дом офицеров флота. Заброшенное, судя по внешнему виду...
34. Бывшая школа № 282.
35.
36. Памятник подводной лодке «С-51» .
37. Если смотреть не по сторонам, а только под ноги, то впечатления будут куда позитивнее.
38.
39. Несъедобная ягода, которую мы ранее встречали на мурманских сопках.
40. Что-что, а природа здесь великолепная!
41.
42. Памятник зенитной пушке.
43. Трибуны и плакаты, сохранившиеся с советских времён.
44.
45. Ещё одно заброшенное здание с аккуратно заколоченными окнами.
46. И ещё одно.
47. Бывшее здание штаба 11-й флотилии Северного флота.
48. Ещё один дом-призрак - бывший учебный центр подводников
49. Идём с Алиной к автобусной остановке. На автобусе поехали в Гремиху, где стоял наш теплоход.
Честно говоря, мне очень понравилось там гулять, несмотря на всю мрачность полузаброшенного города. Я люблю заброшенные города. А здесь перед моими глазами был эдакий постапокалипсис. Мне хотелось как следует побродить по верхним районам, где в первую очередь было интересно посмотреть на заброшенную детскую крепость, о которой я также прочитал в интернете.
Однако Алине это место не понравилось. Спустя минут двадцать она начала капризничать и переживать, что корабль уплывёт без нас и мы "останемся навсегда на этом острове". На самом деле у нас было ещё четыре часа в запасе, но ребёнка мучить не хотелось, и мы направились обратно к теплоходу.