"
Научились играть в сяньчи (сянцы) или китайские шахматы. Понравилось. Субъективно - игра более динамичная и быстротечная, чем европейский вариант. Считается, что корни все равно индийские. Однако в индийской
чатуранге 4 раджи сражаются небольшими группами, где по одной фигуре на конницу, на слонницу, одна колесница, сам раджа и 4 пешки, вариант на двоих возник позже, пришел в Европу уже с арабскими изменениями и претерпел еще - башни, рыцари, королевы, удачливый воин становится…королевой!(?)
А в китайском варианте есть пушки…
В Поднебесной есть мнение, что существовали свои, более древние предтечи игры сяньчи.
История.
А наша Необъятная тоже имеет претензии на право называться прародительницей шахмат. А именно - это
алтайская шатра и русские
таврели, но обе игры восстановлены недавно и точные правила неизвестны, поэтому как знать… Зато родич таврелей -
русские столбовые шашки - очень необычный вариант, где шашки строятся в башни, которые могут включать и фишки противника - так они «берутся в плен».
Фигуры (а чаще просто фишки с иероглифами) построены и двигаются не по клеткам, а по перекрестиям. Полоса, разделяющая поле на 2 части, - это река. Она ограничивает передвижение некоторых фигур, поэтому возникает атакующая и обороняющаяся группы.
Главный - генерал (в центре), по обе стороны от него советники (мандарины). Квадрат 2х2 клетки (или 3х3 перекрестия) - крепость. Генерал и мандарины передвигаются только по крепости, главный по прямым на 1-ну, а советники по диагонали на 1-ну и так же бьют вражеские фигуры.
Дальше слоны - по диагонали на 2-е, если путь свободен и бьют аналогично. Почему то не могут перейти реку, видимо вид «китайский боевой слон» плавать не умеет (в связи, например, с нагруженностью). И потому фигура он оборонительная, очень полезная.
Потом конь (всадник) - ходит на 1 прямо + на 1 по диагонали и прыгучестью особой не отличается, то есть через фигуру ходить не может, бьет врага, который стоит на втором этом шаге. Конь - атакующий, перемещается через реку обычным ходом.
Ладьи идентично традиции движутся прямо на любое количество крестиков, если путь свободен, бьют фигуры на этом пути, река им никак не препятствует, пушки ходят так же, но бьют по-другому.
Пушка. Ходит как ладья, бьет на любое расстояние фигуру, если между ними стоит одна другая, своя или противника - не имеет значения. При начальной расстановке фигур все кони находятся под обстрелом. То есть первым же ходом игрок может срубить коня пушкой. Но при этом он теряет пушку, так как она становится рядом с ладьей.
Все фигуры становятся на месте поверженных.
Пешка. Не такая уж и малозначительная здесь фигура, так как является атакующей. То есть переходит реку. Пешка не может стать генералом, если дойдет до предела. Назад она тоже двигаться не может. Но. На стороне противника пешка приобретает возможность ходить и бить вбок так же как и вперед. На своей территории пешка ходит и рубит только на 1 прямо. Поэтому перейти реку не так-то просто, надо сначала устранить вражескую пешку напротив.
И еще один нюанс. Между генералами на линии всегда должна стоять фигура. Любая. Если она одна, игрок не имеет права сдвинуть ее с линии и оставить генералов смотреть друг другу в глаза. Причина подобной китайской заморочки мне неизвестна.
А шумеры - древнейшая из цивилизаций играли вот во что
http://www.creoterika.ru/games/algos/triktrak/triktrak.html